Информация о том, что до завершения года в Тегеране на уровне глав государств состоится очередной, второй раунд "саммита троих" – России, Ирана и Азербайджана - взбудоражила в первую очередь именно азербайджанские масс-медиа и общественность. Азербайджанский истеблишмент в некоторой степени считает себя обделенным вниманием со стороны мировой общественности, которая если и вспоминает о нем, то исключительно в отрицательном контексте. То об "икорной политике" вспомнят в связи с обвинениями в адрес еврочиновников из ПАСЕ, то бакинскую "прачечную" — в контексте с прибалтийскими банками, то Россия обидится за своих граждан с фамилиями, заканчивающимися на "-ян", мол, не разрешают въезд в страну…
Баку приходилось заботиться о хлебе насущном. Отсюда и отставание на политической арене
И на этом фоне еще и Армения, которая мало того, что в нынешнем году совершила серьезный экономический рывок в составе ЕАЭС, так еще и идет полным ходом к тому, что будет подписывать рамочный ассоциативный договор с ЕС. Есть от чего нервничать соседям, которые и с членством в ЕАЭС не преуспели, и с европейцами не вышло.
Ну, что касается европейцев, то виноват в этом не Азербайджан. Проблема в "старшем брате", в Турции, которая с Европой откровенно поцапалась. Ведь принцип "одна нация – два государства" во взаимоотношениях Анкары с Баку еще никто не отменял, так что на политических подмостках отвечать за прегрешения одного государства придется обоим.
В международном политическом контексте в Европе отныне Азербайджану еще долго ничего не будет светить, в отличие от рынка энергоносителей. В этом плане дела у Баку идут достаточно стабильно – с British Petrolеum заключили-таки долгожданный договор. А это значит, что как минимум в ближайший десяток лет внутренняя социальная ситуация в стране не взорвется, поскольку пенсии, пособия и зарплаты будут выплачиваться в срок, да и банковская структура стабилизируется.
Что будет потом, через десяток лет, когда иссякнет "нефтяной ручей", пока непонятно. Нефтяные поставки в общей сложности составляют порядка 40 миллиардов долларов до 2040 года, то есть даже меньше, чем по 2 миллиарда в год, а ведь Азербайджан в год на большую сумму только оружия закупает.
Вот и получается, что сейчас, когда вся нефть, которая до 2040 года будет выкачана из каспийских недр, уже "пристроена", и на ближайшие несколько лет о хлебе насущном переживать не нужно, Баку начинает заниматься задачами политического престижа. Ну, с Европой, как уже было сказано, в ближайшие годы ничего не светит. Стоит лишь вспомнить выражение Алиева о том, что если еврочиновники им не помогают в решении карабахской проблематики, то они просто уйдут с европейской политической сцены. Помашут всем на прощание ручкой.
У Азербайджана на выбор два варианта политического развития
Поэтому остаются с одной стороны американцы с проектами о восстановлении своего влияния в регионе, потерянного из-за поражения в Сирии, а с другой – русские с иранцами, которые совместно выстраивают своеобразную стабилизационную вертикальную ось в регионе.
Причем стабилизационную не только в политическом, но и в экономическом плане. Тут вам и интеграционные структуры ЕАЭС, которые пусть медленно, но начинают работать; и совместные зоны свободной торговли; и желание Ирана выйти на потребительский рынок стран-членов ЕАЭС, и многое другое.
Вот и примеривается пока Азербайджан, старается просчитать, кто же больше выплатит. Американцы со своим неуемным стремлением еще более обострить ситуацию в регионе, прямо в максимальной близости от России и Ирана, или же другая сторона, для которой в нынешней ситуации как воздух необходимы стабильность и мир. Ведь той структуре, которую строят страны ЕАЭС во главе с Россией, с одной стороны, и Иран – с другой – мир действительно необходим…
Причем следует иметь в виду, что встроиться в эти интеграционные структуры Азербайджану даже при всем желании будет ох, как непросто. И дело даже не в наличии Армении, которая, конечно же, будет возражать (а ведь у нее, как у полноправного члена ЕАЭС, есть право вето). Дело в том, что, как уже было сказано, принцип "одна нация – два государства" в отношениях Азербайджана с Турцией еще никто не отменял. И в этом плане как-то не получается спроектировать близкое сотрудничество ни той, ни другой страны ни с ЕАЭС, ни с Ираном.
Политико-экономическая катавасия, в которую, кровь из носа, нужно вписаться
Единственный выход – умудриться вписаться во всю эту "политико-экономическую катавасию" в регионе посредством налаживания трехстороннего сотрудничества. Именно и только с Ираном и Россией. Что и пытается сделать Баку, причем действует напористо и активно.
Первый трехсторонний саммит прошел в прошлом году в Баку, куда Путин и Роухани тогда приезжали на саммит стран-экспортеров нефти. Произошел, если кто забыл, по настоятельной просьбе азербайджанской стороны. Видимо тогда о каких-то вещах было обговорено, были выставлены предварительные условия…
Но поскольку еще не было известно, продлят ли западные нефтяные корпорации во главе с британским BP договор до 2040 года, тогда решили подождать. Наконец дождались, и сейчас Баку уже готов к предметному разговору и с мировой (Россия), и с региональной (Иран) сверхдержавами.
Необходимо на политическом поле обскакать Армению, единственную из всех стран, умудрившуюся стать и полноценным членом ЕАЭС, и сознательно, по доброй воле и с конкретным пониманием того, что делает, намерена подписать ассоциативный договор с ЕС.
ru.armeniasputnik.am