Проанализировав оригинал соглашения Армения-ЕС (357 страниц текста на английском языке), представляем основные положения документа. Принципиальные отличия между новым договором и соглашением об ассоциации с ЕС, подписание которого провалилось три года назад, изложены ниже.
Армения подпишет Соглашение о расширенном и всеобъемлющем сотрудничестве с Евросоюзом 24 ноября в Брюсселе, на саммите Восточного партнерства, объединяющего ЕС и 6 постсоветских стран (Украина, Молдова, Беларусь, Грузия, Армения, Азербайджан).
Соглашение, за вычетом раздела о глубокой и всеобъемлющей торговле, во многом повторяет Договор об ассоциации, который Армения и Евросоюз подготовили в 2013 году.
Сохраняется режим преференциального экспорта армянских товаров GSP+ (соглашение не требует его сворачивать).
Соглашение Армении с ЕС отличается, в основном, от ассоциативных договоров Молдовы и Грузии, отсутствием части о свободной торговле. Но есть и две другие примечательные детали.
Первая – Армения обязуется составить график закрытия Мецаморской атомной станции (правда, никаких конкретных сроков не называет).
Вторая – стороны будут "предпринимать шаги к открытию границ". Для сравнения, в соглашениях с Грузией и Молдовой подобных формулировок нет. Зато с ними Евросоюз проявляет готовность уважать их территориальную целостность. А в случае с Грузией особо оговорено уважение и признание ее международно признанных границ.
В случае с Арменией подобные формулировки не используются. Есть только общая отсылка к принципам Хельсинкского акта ОБСЕ (неприменение силы или угрозы силы, территориальная целостность государств, право народов на самоопределение) для решения карабахского конфликта.
Текст Соглашения состоит из 8 частей.
Часть первая: основные принципы сотрудничества
Среди них можно выделить:
укрепление сотрудничества в экономической и политической сфере, основываясь на тесных связях и общих ценностях;
содействие демократической, политической, экономической и институциональной стабильности Армении;
сохранение и укрепление мира и стабильности, как на региональном, так и международном уровне, укрепление приграничной безопасности и устранение очагов напряжения, развитие трансграничного сотрудничества и добрососедских отношений;
расширение сотрудничества в сфере безопасности, свободы и юстиции, с целью укрепить верховенство закона и уважение к основополагающим правам и свободам человека;
расширение общения между жителями различных стран;
поддержка экономического потенциала, в т. ч. путeм сближения национального законодательства с европейским;
расширение сотрудничества в торговле.
Кроме того, стороны обязуются бороться с коррупцией, организованной преступностью и терроризмом, распространением оружия массового поражения (в том числе в рамках Центра превосходства ЕС по снижению химического, биологических, облучающих и атомных рисков).
Часть вторая: Политический диалог и реформы
Внутренние реформы предполагают шаги по демократизации, укреплению прав человека, борьбе с коррупцией, повышению эффективности судебной системы, работы Минюста, правоохранительных органов;
Во внешней политике стороны обязуются укреплять сотрудничество, в первую очередь в рамках обязательств Армении в международных организациях;
Стороны соглашаются тесно сотрудничать в борьбе с преступлениями против человечества и военными преступлениями.
Конфликты. Стороны обязуются:
укреплять практическое сотрудничество в предотвращении конфликтов. Упоминается о возможном участии Армении в управлении гражданскими и военными кризисами, которое осуществляется со стороны ЕС;
предпринимать шаги к открытию границ, развитию добрососедских отношений и торговли через границы.
Часть третья: Правосудие, свобода и безопасность
Эта часть включает статьи о верховенстве закона, уважении прав человека, защите личных данных, сотрудничестве в борьбе с нелегальной миграцией, коррупцией и организованной преступностью, незаконными наркотическими веществами, отмыванием денег и терроризмом.
О визовом режиме
Стороны готовы и дальше содействовать свободе перемещения людей в рамках Соглашения об упрощении визового режима, а в нужные сроки – начать диалог о визовой либерализации (с условием эффективного контроля над безопасностью).
При этом, стороны должны сотрудничать в борьбе с неконтролируемой миграцией, в том числе, применяя Соглашение о реадмиссии.
Часть четвертая: Экономическое сотрудничество
Здесь Армения "должна предпринять дополнительные шаги для развития эффективной рыночной экономики", и сближать регулирование с европейским (с оговоркой – "там, где это применимо").
Европейский союз будет содействовать стабильной макроэкономической политике Армении, в том числе работе Центробанка по стабильности цен, валютного курса и финансовой системы.
Стороны будут сотрудничать во внутреннем контроле и аудите госсектора, в том числе налоговой системы, а также в сборе и обмене статданными.
Часть пятая: Сотрудничество в других сферах
Сотрудничество в транспорте предполагает, в частности, открытие новых направлений, безопасность и качество перевозок.
Сотрудничество в энергетике предполагает диверсификацию источников и поставщиков энергии (этот пункт является типовым) стимулирование использования восстанавливаемых источников энергии, интеграцию в региональные рынки и т.д.
Самое интересное в этой части (если не во всем Соглашении) – это обязательство Армении составить график по закрытию Мецаморской АЭС, а именно: "без промедления утвердить график и план действий для закрытия и безопасного демонтажа станции, учитывая необходимость еe замены новыми мощностями для энергетической безопасности Армении";
Стороны выражают готовность сотрудничать в других отраслях, в том числе в охране природы, туризме, сельском хозяйстве, горнодобывающей отрасли, инновациях. Внимание обращено и на защиту потребителей, здравоохранение, труд и занятость, социальную поддержку и равные возможности на рынке труда;
Стороны обратят особое внимание на профессиональное и высшее образование, а также постоянную переподготовку.
Част шестая: Торговля и связанные с ней вопросы
Это наиболее объемная часть всего Соглашения (не считая приложений).
Его основная правовая база – Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-1994) и Соглашение о ВТО.
Стороны обязуются не дискриминировать на своих рынках товары друг друга, будь то через заградительные импортные пошлины, квоты, лицензии или другие ограничения, а также не применять заградительных пошлин для экспорта собственных товаров.
Стороны выражают готовность устранять технические преграды для торговли, сотрудничать в санитарном и фитосанитарном контроле.
Инвестиции
Не позднее, чем через 3 года после подписания, а после этого – регулярно, Армения и ЕС обязуются оценивать инвестиционный климат для противоположной стороны.
На основе этого Стороны учитывают возможность начала переговоров о дополнительны пунктах по защите инвестиций.
Большое внимание уделено защите авторских прав.
Часть седьмая: Финансовое содействие и борьба против мошенничества
В этой главе, в частности, для Армении указывается возможность дальнейшего доступа к грантовым средства ЕС, а также кредитам Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития и других организаций.
Часть восьмая: Институциональные, общие и заключительные положения
Здесь говорится о создании, структуре и работе Партнерского совета, который будет оценивать реализацию Соглашения.
Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и ЕС подписывается бессрочно.
Экспертная оценка:
Политика
Политтехнолог Виген Акопян считает это Соглашение Договором о намерениях, где главный "мессидж" Армении в том, что она готова идти в направлении европейских ценностей.
К таким же ценностям в свое время стремилась Россия, провозглашая концепцию "от Лиссабона до Владивостока".
"Этот договор сильно отличается от проекта Договора об Ассоциации. Здесь в основном остался политический блок. Намного важнее будет то, как эти пункты, которые во всем мире, в том числе, России воспринимаются как западные ценности (укрепление демократии, права человека), будут реализованы", — сказал Акопян.
Армения берет на себя определенные обязательства в сфере изменения законодательства, начиная от выборов и заканчивая бытом. А европейцы получают определенные механизмы контроля в качестве партнера.
"Практически все обязательства, указанные в Соглашении, Армения, так или иначе, уже имела. Все страны СНГ в середине 90-х прописывали большую их часть в соглашениях с Европой. Сейчас ситуация изменилась, происходит адаптация этих договоров", — сказал Акопян.
Например, по правам человека, выборам и т.д. Армения взяла на себя значительные обязанности, став членом Совета Европы. Но это не значит, что страна стала "островком демократии". Если общество не чувствует необходимости в подобных реформах, то людей нельзя заставить принять их, вне зависимости от внешнего давления, добавил он.
Экономика
Экономист Атом Маргарян считает, что Соглашение носит намного более теоретический, декларативный характер, чем Договоры об Ассоциации, подписанные Украиной, Молдовой и Грузией.
"Но можно выделить пункты, при которых, в случае институциональных реформ, армянская экономика сможет сделать шаг вперед", — сказал Маргарян.
В Соглашении, по его словам, указывается, что стороны продолжают применять существующий таможенный режим по отношению к импортируемым товарам.
"Это значит, что Армения не нарушает таможенные регулировки в рамках ЕАЭС, с другой стороны Евросоюз сохранит нее режим GSP+, который предполагает экспорт в ЕС около 6 тысяч наименований товаров на льготных условиях (без таможенных пошлин).
Поэтому, вкупе с GSP+, Соглашение ставит Армению в намного более выигрышную ситуацию, чем же Украину, Молдову или Грузию.
В сфере энергетики довольно конкретно поставлен вопрос закрытия Мецаморской АЭС, с другой стороны, отмечается, что нужно выработать дорожную карту для создания заменяющих ее мощностей, которые обеспечат стабильное развитие страны.
"Косвенно, это означает, что не исключено создание новых АЭС, которые будут основаны на современных и конкурентных технологиях", — сказал Маргарян.
Еще один акцент поставлен на развитие малого и среднего бизнеса. Армения должна реализовать стратегию развития МСБ.
По его оценке, Соглашение может выгодно дополнить договоренности в рамках Евразийского союза и диверсифицировать рынки сбыта для Армении (в том числе для более сложных, высокотехнологичных товаров и услуг). Это не помешает Еревану увеличивать экспорт на рынки ЕАЭС традиционных товаров – сельскохозяйственной, промышленной продукции, текстиля и т.д.
Отметим, оригинал соглашения Армения-ЕС на английском языке состоит из 357 страниц. В ранее опубликованной МИД Армении неофициальной версии на армянском – 476 страниц (1590 с приложениями).
armeniasputnik.am