Более тесное сотрудничество во имя армяно-грузинской многовековой дружбы и стабильности в регионе - вот лейтмотив двусторонних встреч и переговоров за 2017 год между Ереваном и Тбилиси.
Армяно-грузинские отношения перешли на качественно новый уровень в 2017 году. Многочисленные визиты, встречи на различных уровнях в Тбилиси и Ереване дали новый импульс двустороннему сотрудничеству.
Представляем подборку знаковых для армяно-грузинских отношений событий за 2017 год.
Прорывной визит президента Армении в Грузию
Двухдневный официальный визит президента Армении Сержа Саргсяна 25-26 декабря по количеству встреч и обсуждений эксперты в Грузии и Армении назвали "прорывным". Это было больше, чем всего лишь подведение итогов. Президент Грузии Георгий Маргвелашвили охарактеризовал армяно-грузинские отношения как пример для подражания для всех стран региона.
Ереван и Тбилиси наметили основные направления углубления сотрудничества: наращивание товарооборота, выросшего за последний год на 24%, туризм, энергетика, транзитные возможности стран. Саргсян также предложил грузинскому коллеге воспользоваться созданной на границе Армении с Ираном зоной свободной торговли для поставки своей продукции в Тегеран. Одной из ключевых тем кулуарной беседы стала также необходимая, в первую очередь Армении, альтернатива Верхнему Ларсу.
Саргсян также призвал грузинскую сторону отнестись с пониманием к голосованию против резолюции в ООН, инициированной Грузией, сославшись на существующие в регионе вызовы. К этому в Тбилиси отнеслись с пониманием.
Глава армянского государства также заявил своему грузинскому коллеге, что официальный Ереван во всех переговорных процессах принимает формулировки, которые никак не навредили бы интересам Грузии.
Часы сверили в Тбилиси и Ереване также председатели парламентов и главы внешнеполитических ведомств двух стран.
Министр иностранных дел Грузии Михеил Джанелидзе 11 апреля в Ереване назвал 2017-й год важным для армяно-грузинских отношений. Он подчеркнул, что Грузия всегда выступает за углубление двусторонних отношений с Арменией.
Стороны сошлись на том, что между Арменией и Грузией нет проблем, однако есть вопросы, решаемые совместными усилиями.
Был важным и первый официальный визит спикера Национального собрания Армении Ара Баблояна в Грузию 25 сентября. Он был значимым не только потому, что он в этом статусе впервые посетил Грузию, но и с той позиции, что как в Грузии, так и в Армении усиливается роль парламентов. Отношения переходят на новый — парламентский уровень сотрудничества.
Альтернатива Ларсу вызывала истерику в Тбилиси
Нешуточные споры вызвало в Грузии заявление премьер-министра Георгия Квирикашвили о том, что Армения могла бы теоретически воспользоваться (исключительно при форс-мажорных обстоятельствах) транспортными коридорами через Абхазию и Южную Осетию для доставки товаров из России.
Эти коридоры обозначены в грузино-российском соглашении 2011 года "О механизмах таможенного администрирования и основных принципов мониторинга товаров". В рамках соглашения 19 декабря 2017 года в Берне служба доходов Грузии (действует при Минфине страны) подписала договор со швейцарской компанией SGS, которая должна обеспечить мониторинг грузов.
Заявление премьера Грузии вызвало негодование в оппозиционных кругах, которые сами и подписывали в 2011 году соглашение после снятия Тбилиси вето на вступление России в ВТО. Согласно условиям соглашения, торговые коридоры из России должны проходить через территорию Абхазии и Южной Осетии, которые не контролируют власти Грузии. При этом стороны обязались пригласить международных посредников для контроля потока грузов и их маркировки. В результате выбор пал на швейцарскую компанию SGS.
Поиск альтернативы Верхнему Ларсу — вопрос стратегической важности для Еревана, так как львиная доля — более 80% — грузоперевозок в Армению осуществляется из Москвы. Вопрос актуализируется, в основном, зимой, когда из-за погодных условий Ларс закрыт для любых видов машин.
На сегодняшний день эксперты рассматривают шесть альтернативных вариантов: воздушный, морской (через Поти), три сухопутных (коридор через Южную Осетию, Аваро-Кахетинская дорога через Дагестан, Верхний Ларс) и железнодорожный (пролегает по маршруту Зугдиди-Сочи и проходит через Абхазию) пути.
Новый посол
Еще одним этапом в армяно-грузинских отношениях стало назначение бывшего депутата Республиканской партии Армении Рубена Садояна послом Армении в Грузии 31 октября.
К фигуре Садояна на должности посла большинство отнеслось скептически, однако за короткое время он уже успел заявить о себе, как об активном деятеле. Садоян выразил готовность в содействии любым начинаниям армянской общины, которая, по его мнению, — стержень армяно-грузинской дружбы. Он пообещал, что за время своей дипломатической миссии сделает все возможное для укрепления единства общины.
"Для меня большая честь и серьезная ответственность быть Чрезвычайным и Полномочным послом в родственной стране", — сказал Садоян.
Армения — почетный гость на учениях в Грузии
Ереван пригласили на учения НАТО "Проворный дух" (Agile Spirit) и "Достойный партнер" (Noble Partner). В прошлый раз неучастие Еревана в "Проворном духе" вызвало много вопросов. В "Достойном партнере" Армения была представлена 40 военнослужащими.
Министр обороны Грузии Леван Изория на встрече со своим армянским коллегой Вигеном Саркисяном в Тбилиси выразил надежду, что в 2018 году армянские и грузинские военные вместе примут участие в многонациональных учениях.
Министр обороны Армении находился в Тбилиси в рамках двухдневного официального визита президента Армении Сержа Саргсяна в составе правительственной делегации.
Изория также предложил армянским военным принять участие в учениях школы горной подготовки Сачхере (регион Имерети) имени полковника Бесика Кутателадзе.
Армянские военнослужащие также принимают активное участие в промежуточном зимнем курсе горной подготовки Сачхерской школы горной подготовки им. полковника Бесика Кутателадзе, в рамках программы НАТО — "Партнерство ради мира" (NATO Partnership for Peace — PfP).
Они, под руководством грузинских инструкторов, осваивают базовый набор навыков, изучают методы передвижения на ледяных горных массивах и прочее.
Между Арменией и Грузией действует ежегодно обновляемое соглашение о двустороннем сотрудничестве в военной сфере. Последнее, на 2017 год было подписано главами оборонных ведомств Армении и Грузии Вигеном Саркисяном и Леваном Изория в ходе официальной встречи в Тбилиси в декабре 2016 года.
Основное направление межгосударственного сотрудничества — обмен опытом в сфере стратегического планирования, военное образование, медицина и военная полиция.
"Армяне соскучились по такой атмосфере в Грузии"
Эта фраза, произнесенная премьер-министром Армении Кареном Карапетяном во время своего официального визита в Грузию, облетела социальные сети, армянские, грузинские и другие иностранные СМИ.
"Мы соскучились по атмосфере, в которой нас встретили здесь. Мы прибыли в Грузию с деловым и добрососедским настроем. Планируем создать атмосферу для двустороннего взаимодействия бизнес-сектора", — сказал Карапетян на брифинге в Тбилиси в феврале 2017 года.
Несмотря на официоз и протокольные заявления, в этот раз обеими сторонами была выражена конкретная позиция по углублению взаимодействия. Состоялось подписание договора в сфере здравоохранения.
Основным месседжем встреч стало то, что армяно-грузинские отношения в современном мире невозможно рассматривать только в двустороннем формате, они гораздо шире. Эта идея, периодически обсуждаемая экспертами, была, наконец, озвучена главами правительств двух стран. Грузинский премьер подчеркнул значимость использования потенциала, как Армении, так и Грузии.
Наиболее яркий лейтмотив встречи — решение сторон углубить торгово-экономические отношения, особенно в сфере туризма и транспорта, а также создание единой площадки для взаимодействия бизнес-сектора. На сегодняшний день в Армении действуют 180 компаний с грузинским капиталом.
С целью углубления торгово-экономических отношений и увеличения потока туристов из обоих стран в ближайшее время будет задействован первый, уникальный в регионе проект "Мост Дружбы". Актуален также вопрос строительства энергомоста, который позволит обмениваться электроэнергией России, Грузии, Армении и Ирану, а в случае с Арменией и Грузией получать определенное количество иранского газа в обмен на электричество.
Подводные камни армяно-грузинского сотрудничества
Вопрос армянского наследия в Грузии продолжает оставаться болезненной темой, а зачастую — и вовсе яблоком раздора. Последнее событие 2017 года стало решение грузинской епархии Армянской апостольской церкви оспорить в суде решение властей Грузии о передаче церкви Пресвятой Богородицы (Тандоянц) Грузинской православной церкви. Церковь – армянская, о чем свидетельствуют документы в архивах Грузии и Армении.
До сих пор не решен вопрос с армянской церковью XIX века Шамхорецоц — здание обветшало, фундамент ослаб, нужен ремонт. Однако власти Грузии в лице Минкульта дали разрешение на строительство дома возле церкви. Представители армянской общины Грузии и организации "Тифлис Амкари" (Tiflis Hamkari) указывают, что строительство в непосредственной близости с церковью окончательно ослабит ее фундамент.
Скандальным выдался год и для армянской общины села Гумбурдо (Джавахк). Жители села хотели установить хачкар (традиционный армянский инкрустированный крест-камень), однако натолкнулись на сопротивление полиции. Был вызван спецназ. Ситуация разрядилась после того, как на место прибыл глава МВД Грузии Георгий Мгебришвили.
Была создана армяно-грузинская комиссия. Найденные во дворе Кафедрального собора останки предков армян будут перезахоронены во дворе церкви после окончания реставрационных работ.
Волнительным был год и для жителей села Дадеш региона Самцхе-Джавахетии. Ночью 6 ноября в селе Дадеш ограбили два хлева. Были похищены: 21 корова, лошадь, собака, а также техника. Сельчане до сих пор не понимают, как ворам удалось бесшумно увести столько скота. Люди боятся: раньше не закрывали даже двери на засов, а сегодня приходится несколько раз проверять, хорошо ли закрыты ставни.
Жители все еще требуют найти коров – их единственный источник дохода. В результате расследования, выяснилось, что грабители были из Турции. Вопрос так и остается пока нерешенным.
ru.armeniasputnik.am