Эксцентричный турецкий президент Реджеп Эрдоган уже в который раз заставляет всех участников сирийского конфликта сконцентрировать свое внимание на проделках Анкары. Причем турецкие высокопоставленные дипломаты с такой легкостью манипулируют своими высказываниями и идеями, что диву даешься.
Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
За последние два дня позиция Турции относительно развития событий на северо-западе Сирии, в Африне, высказываемая министром иностранных дел этой страны Мевлютом Чавушоглу, менялась на диаметрально противоположную настолько часто, насколько медленно продвигаются турецкие кадровые части по территории этого сирийского курдонаселенного района.
За прошедший месяц со дня начала операции "Оливковая ветвь" (Анкара предпочитает называть ее антитеррористической) турецкие кадровые части продвинулись всего лишь на 15-16% территории района Африн.
А если учесть, с какими жертвами и среди мирного курдского населения, и среди кадровых частей турецкой армии сопровождается операция, то впору уже говорить об откровенном провале Анкары.
Однако Чавушоглу вовсе так не считает. Наоборот, в Анкаре уверены, что все идет по плану, и что в ближайшее же время город Африн будет покорен. А после этого, утверждают в Турции, наступит еще и время Манбиджа, где сконцентрированы как основные силы курдских вооруженных отрядов народной самообороны (YPG), так и бригады американских военных инструкторов (так предпочитают называть их сами американцы).
Насколько сказанное руководителем турецкого внешнеполитического ведомства может оказаться обыкновенной бравадой, а насколько – реальностью, сможем узнать лишь после того, как турецкая армия сумеет подойти к Манбиджу. Однако есть реальное подозрение, что подавляющее большинство всего того, что говорит Чавушоглу – это всего лишь идеологическая составляющая политики, которую предпочитает вести в Сирии Турция.
В этом Чавушоглу от Эрдогана особо не отличается.
Для сравнения вспомним, что первым все тот же Чавушоглу говорил о том, что при необходимости турецкая армия ударит и по американским солдатам и инструкторам, окопавшимся в Манбидже.
Когда же какой-то из американских полевых командиров на это отреагировал, сказав, что в этом случае турки обязательно получат серьезный урок, то уже президент Эрдоган пригрозил американским военным "османской оплеухой"…
И тогда уже Чавушоглу пришлось чуть ли не извиняться перед госсекретарем Тиллерсоном, недавно посетившим Анкару. Так что в плане эксцентричности и неуравновешенности Чавушоглу до Эрдогана так же далеко, как до луны, которая красуется на их государственном флаге. Однако на то и солдат, чтобы стремился стать генералом, а министр иностранных дел – президентом.
И поведение руководителя турецкого внешнеполитического ведомства в последнее время начало меняться именно в сторону той самой эксцентричности, которой давно уже славен президент Турции.
Оплеухи бывают разные, в том числе и русские имперские…
Наиболее ярко это выразилось в последнее время, в ситуации, сложившейся именно вокруг Африна, когда вдруг оказалось, что курдское руководство анклава ведет серьезные переговоры с официальным Дамаском относительно вхождения кадровых сирийских частей на территорию района, где бесчинствуют турецкая армия и протурецкие молодчики из числа местных туркоманов.
На самом то деле турки понимают, что при любом раскладе занятую сегодня территорию завтра придется покидать. Ведь именно Анкара делает все возможное, чтобы в рамках борьбы с сирийским кризисом сотрудничать с Россией и Ираном, которые самоцелью объявили территориальную целостность и сохранение государственности Сирии.
И не сотрудничают турки с теми же Соединенными Штатами только потому, что осознают — те обязательно будут пытаться создать на севере Сирии новое независимое курдское государственное образование. А это будет не просто "ударом под дых" Анкаре. Это будет территориальной катастрофой и началом конца турецкой государственности как таковой.
С другой стороны, исторически уж так повелось, что ту территорию, на которую всеми правдами и неправдами умудрилась ступить нога турецкого солдата, освобождать потом приходится очень тяжело и трудно.
А сейчас в том же Африне складывается такая ситуация, которая для турок смерти подобна – придется уходить с той территории, на которую уже ступили кадровые армейские части. Ведь если в Африн войдут сирийские кадровые части, это будет означать, что на этом участке территориальной целостности страны уже ничто угрожать не будет. А это в свою очередь будет означать, что Турции действительно необходимо уходить.
Вот и начал тот же Чавушоглу всеми правдами и неправдами выискивать лазейки. Объяснять позицию своей страны так, что если сирийская армия будет освобождать Африн от тех же курдских вооруженных формирований YPG, то против этого Анкара ничего не имеет. Ну а если кадровые части, прибывшие в Африн из Дамаска, начнут тех же курдов из YPG защищать, то с такой позицией турки не смирятся.
Более того, руководитель турецкого внешнеполитического ведомства договорился до того, что при подобном раскладе Турция объявит войну уже самой Сирии… Вот уж действительно, заговорился.
Можно, конечно же, предположить, что так высказывался Чавушоглу исключительно исходя из идеологических соображений. Что инстинкт самосохранения у Анкары все-таки сработает, и что войну Дамаску объявлять она не будет.
Ведь в противном случае туркам воевать придется не только с Сирией, которая в военном смысле, действительно, не на многое способна, а еще и с иранцами и русскими. А они при любом раскладе будет сохранять и защищать территориальную целостность и государственность этой многострадальной страны.
Ну а если до этого все-таки дойдет, то турецкому руководству придется покопаться в исторических архивах и подыскать аналогии тому самому выражению "оплеуха", которой бравировал Эрдоган, говоря об американцах, окопавшихся в Манбидже. Насчет османской оплеухи лично мне неведомо, однако что касается персидской, а тем паче – русской оплеухи, то уж кому, как не туркам знать об этом?
ru.armeniasputnik.am