Министерство обороны Израиля в понедельник разрешило компании Aeronautics Defense Systems Ltd., подозреваемой в испытании одного из своих боевых беспилотных летательных аппаратов против армянских военных от имени Азербайджана в 2017 году, в нарушение израильского законодательства, возобновить продажу беспилотников Баку.
Сообщения об испытаниях появились в августе 2017 года: сообщалось, что компания пытается продемонстрировать возможности дрона-камикадзе Orbiter 1K для официальных лиц Азербайджана посредством нанесения удара по позициям армянских вооруженных сил в зоне карабахского конфликта.
Один из беспилотников упал в 100 метрах от позиций ВС Армении.
В Aeronautics Defense Systems категорически отвергли обвинения в испытании беспилотников на живых мишенях. Удар по армянским позициям в Aeronautics Defense Systems назвали инициативой покупателя — азербайджанской стороны.
«Министерство обороны объявило компании, что приостановление действия лицензии отменено. Компания может продолжить поставку беспилотного летательного аппарата вышеупомянутому клиенту», – пишет Aeronautics 4 февраля.
Это, конечно, не единственная компания, которая может продавать Азербайджану дроны. Но шаг этот следует рассматривать в пространстве политических знаков, и на этом фоне примечательно, что запрет на поставки израильского оружия Азербайджану был снят сразу после того, как стало известно о визите Никола Пашиняна в Иран 27 февраля, который он анонсировал в Германии.
Израиль, безусловно, внимательно отслеживает армяно-иранские контакты, особенно, учитывая попытки Армении сообщить этим отношениям новый контент и международную среду для этого.
В этом смысле снятие запрета на поставки израильских дронов Азербайджану выглядит как демарш против армяно-иранских контактов на высшем уровне.
Нет сомнений в том, что в ходе визита в Тегеран будут обсуждаться не только двусторонние связи, но и возможность использовать региональный потенциал, который, по всей видимости, будет включать в себя Ближний Восток, в том числе вопрос отправки в Сирию гуманитарной миссии под армянским флагом.
С другой стороны, Иран в 2017 году предпринял демарш против израильско-армянских контактов, когда после визита министра ИД Армении в Израиль споуксмен МИД Ирана призвал Армению не поддаваться заявлениям «сионистского режима». Дело в том, что после встречи Эдварда Налбандяна и Биньямина Нетаньяху администрация израильского премьера распространила сообщение, в котором отражена озабоченность в связи с расширением присутствия Ирана в регионе.
В сообщении армянского МИД об этом не упоминалось. Почему Израиль выразил Армении озабоченность по поводу расширения присутствия Ирана на Ближнем Востоке, чего ожидал Израиль от Армении в ноябре 2017 года? И что изменилось после смены власти в Армении?
Армении, безусловно, важно поддерживать отношения как с военно-политическим партнером, дружественным Ираном, так и Израилем. С другой стороны, Армения не должна строить отношения с одной стороной в тылу другой.
Однако, ни одна из сторон не должна ожидать результатов для себя посредством шантажа. А заявление Израиля о снятии запрета несет в себе такие элементы. В Тель-Авиве, видимо, слишком высока самооценка в смысле отношений с Арменией, в то же время, присутствует бдительность, учитывая, что ставит в основу своей геополитики Израиль. В этом смысле Армения со своим фундаментом, особенно, после Бархатной революции, рассматривается Израилем как конкурент.
Но это тем более должно указывать на недопустимость языка шантажа, тем более, что между Израилем и Арменией состоялись попытки контактов на более приемлемом языке.
Акоп БАДАЛЯН, Обозреватель
novostink.net