В связи с публикациями в ряде СМИ мнений отдельных политических деятелей по проблеме хранения отработавшего ядерного топлива, и наличием в этих заявлениях неточностей и недостоверной информации ГП НАЭК «Энергоатом» заявляет:
1. С целью решения проблемы хранения отработавшего ядерного топлива в 2003 году НАЭК «Энергоатом» объявил международный тендер (см. «Голос Украины» от 22.07.2003 г.). Тендер был проведен в соответствие с процедурами, предусмотренными законодательством Украины.
Тендерное предложение корпорации "Holtec International" тендерным комитетом по проекту ХОЯТ ВВЭР признано лучшим. Это решение утверждено 31 декабря 2004 года президентом НАЭК «Энергоатом».
На стадии предквалификации в тендере приняли участие:
• консорциум "Проект ХОЯТ" (Россия);
• консорциум в составе: Framatome-ANP, COGEMA Logistics, SGN (Франция);
• консорциум в составе : ЗАО "НКМЗ", НВИП "Струм" (Украина);
• корпорация "Holtec International" (США).
К рассмотрению на стадии основного конкурса были допущены предложения следующих участников:
• консорциума во главе с ЗАО «Укратомэнергострой» (Украина);
• корпорации "Holtec International" (США).
2. Контрактом между НАЭК «Энергоатом» и "Нoltec International" (от 26 декабря 2005 года) предусмотрено создание хранилища отработавшего ядерного топлива реакторов ВВЭР АЭС Украины. Согласно техническому заданию к Контракту хранение ОЯТ с АЭС другого типа, а тем болем из других стран не предусмотрено и технически невозможно.
26 декабря 2005 г. состоялось подписание контракта. Сразу же после подписания документа была проведена пресс-конференция президента ГП НАЭК «Энергоатом» Юрия Недашковского и исполнительного директора «Холтэк Интернешнл» д-р Криса Сингха. Кроме них, на вопросы представителей СМИ отвечали также Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Украине господин Джон Хербст и министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков. На пресс-конференции президент НАЭК «Энергоатом» дал исчерпывающие ответы об этапах реализации контракта на строительство ЦХОЯТ и объяснил, что строительство не начнется без прохождения всей процедуры, определенной действующим законодательством. Отдельно шла речь, что одним из таких этапов станет местный референдум, а другим – принятие соответствующего решения Верховной Радой. Обо всем этом писали те СМИ, представители которых были на пресс-конференции, анонс о проведении которой был широко обнародован.
3. Заключение контракта на строительство ЦХОЯТ не означает начала процесса. Деятельность по созданию хранилища ОЯТ НАЭК «Энергоатом» ведет в строгом соответствии со ст. 5, 22 и 23 Закона Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» и со ст. 17, 20, 33, 37, 39 Закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности». Согласно положениям Контракта Проект ХОЯТ состоит из двух фаз. В ходе первой фазы победитель тендера предоставляет необходимую информацию Заказчику и разработчику ТЭО инвестиций до момента принятия органами государственной власти решения о разрешении на строительство хранилища. В случае принятия положительного решения органами государственной власти начинается вторая фаза, которая предполагает проектирование, строительство и ввод ХОЯТ в эксплуатацию в случае положительного решения органами государственной власти о разрешении на строительство ХОЯТ.
В свою очередь, такое решение Верховная Рада может принять только при условии согласования размещения ХОЯТ на своей территории местными органами исполнительной власти и самоуправления после проведения местного консультативного референдума. Кроме того, для обоснования законопроекта о размещении, проектировании и строительстве ХОЯТ ВВЭР должны быть представлены: технико-экономическое обоснование создания ХОЯТ; заключение государственной экспертизы ТЭО; результаты консультативного референдума; отчет о мероприятиях по информированию сопредельных государств о возможном влиянии ХОЯТ в трансграничном контексте. И только после этого соответствующий законопроект может быть вынесен на голосование депутатского корпуса.
4. 9 февраля с целью широкого обсуждения проблемы вывоза/хранения отработавшего ядерного топлива был проведен круглый стол, в котором приняли участие народные депутаты, представители профильных министерств, проектных организаций, а также специалисты НАЭК «Энергоатом». Состоявшаяся дискуссия продемонстрировала единое мнение о возможности и необходимости строительства ЦХОЯТ. Основные аргументы — экономическая и политическая целесообразность. Пресс-релиз о результатах проведения «круглого стола» был опубликован в СМИ и размещен на сайте ГП НАЭК «Энергоатом» на трех языках.
Подробности обсуждения также изложены в пресс-релизе Компании.
5. На сегодняшний день Украина вывозит отработавшее топливо в Россию, где, в соответствии с международными соглашениями, ОЯТ хранят и частично перерабатывают.
Стоимость услуг РФ на вывоз, переработку и хранение ОЯТ постоянно возрастает и стремится к среднемировым ценам. В частности за 10 последних лет стоимость данных услуг увеличилась в 1,75 раза. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении стоимости переработки ОЯТ западными компаниями. Учитывая, что мировой уровень цен сегодня - это $1000-1400 за 1 кг переработки тяжелого металла, его хранения и возврата, стоимость вывоза ОЯТ с трех украинских АЭС, которые не обеспечены собственными хранилищами, составит более 160 млн. долл. США ежегодно.
Отдельно отметим, что отправка отработавшего топлива в РФ не снимает проблему радиоактивных отходов (РАО), которые согласно условиям контрактов на переработку ОЯТ, должны быть возвращены в Украину.
Мировая практика решения проблемы отработавшего ядерного топлива показывает, что в большинстве своем страны пошли по пути «отложенного решения» (временное хранение ОЯТ в хранилищах с целью получить дополнительное время для принятия обоснованного и взвешенного конечного решения о переработке или захоронении в будущем, когда технологии переработки станут контными по сравнению с фабрикацией топлива из природного урана). Действует в этом направлении и «Энергоатом».
Таким образом, опубликованные в ряде масс-медиа заявления ряда политических деятелей не соответствует действительности и являются манипуляцией общественным мнением.
ГП НАЭК «Энергоатом»