Власть вновь озаботилась проблемой создания стратегического запаса нефтепродуктов для проведения товарных интервенций в периоды резких скачков цен на топливо. Однако чиновники до сих пор не определились с тем, как именно должен быть сформирован нефтяной резерв. 9 марта, после рассмотрения на заседании СНБО, предложенный Минтопэнерго вариант был снова отправлен на доработку. Окончательное решение вопроса обещают не затягивать.
На сегодняшний день Украина сумела сформировать лишь полноценные мобилизационные запасы топлива — на случай военных действий или природных катаклизмов. Стратегические запасы уже несколько лет кряду остаются в планах меняющихся правительств. Однако сейчас власти действительно необходимо показать конкретные шаги в этом направлении. Поскольку в конце прошлого года Украина взяла на себя обязательство гармонизировать свою нефтяную политику со стандартами Евросоюза, подписав Энергетическую декларацию «Украина–ЕС» и договор о вступлении в Европейское энергетическое сообщество (ЕЭС, нормативы которого в конце 1960-х гг. стали основной базой создания европейского «Общего рынка»).
По словам секретаря СНБОУ Анатолия Кинаха, в ходе заседания Совета нацбезопасности Президент дал однозначное указание положить конец практике затягивания государственных решений в сфере формирования стратегических резервов. «Министерствам и ведомствам необходимо отчитаться о проведенных мероприятиях до 18 марта. До этого времени ими должен быть изучен вопрос: в каком виде, в какой форме, по каким методам и вариантам они считают нужным сформировать стратегический запас», — уточнил он. Впрочем, сам процесс закладки необходимых объемов топлива не обещает быть скорым. В правительстве считают, что на это уйдет как минимум два года, ссылаясь на опыт проведения таких мероприятий странами, недавно встушими в ЕС. Скажем, Венгрии понадобилось четыре года, чтобы создать стратегический запас на уровне общеевропейского норматива — трехмесячного потребления нефти.
По словам министра топлива и энергетики Ивана Плачкова, в настоящее время рассматривается два варианта формирования топливного резерва. Первый — создание в Украине полностью государственного Агентства стратегических резервов по модели США и Японии. Все закупки резервного топлива осуществляются за счет бюджетных средств, которые изыскиваются за счет установления дополнительных налоговых нагрузок на оборот нефтекомпаний или специальных целевых надбавок к ценам на бензин, продаваемый на внутреннем рынке. Второй — создание агентства в форме так называемого складского консорциума, который успешно апробирован в Германии и Великобритании. Этот вариант предусматривает создание закрытого акционерного общества, в котором на паритетных началах участвуют государственные нефтепредприятия и крупнейшие частные владельцы НПЗ либо ведущие нефтетрейдеры. Суть этой модели состоит в том, что частные соинвесторы «складского консорциума» получают от государства льготы в обмен на обязательство сформировать стратегический запас нефтепродуктов.
В Еврокомиссии считают, что для Украины наиболее приемлем последний вариант создания стратегического резерва нефти и нефтепродуктов. Ее эксперты предложили сформировать 90-дневный запас нефти и нефтепродуктов в соотношении 60:40, собственником которого должно выступить юридическое лицо — агентство. Его учредителями, по мнению европейских консультантов, должны стать государство в лице Минтопэнерго и все участники рынка: нефтеперерабатывающие заводы, импортеры нефти и нефтепродуктов. Именно такой механизм посчитали наиболее удачным и участники нефтяного рынка, высту категорически против введения ценовой надбавки к розничной цене на нефтепродукты.
Единственной проблемой, с которой может столкнуться страна при реализации любого из возможных вариантов формирования стратегического запаса топлива, может стать планируемый объем его закладки. Ведь даже в странах ЕС только недавно вышли на уровень формирования 90-дневого запаса, начиная с объемов, необходимых для обеспечения стабильной работы предприятий в течение месяца. «У нас, по сути, даже нет мощностей для хранения такого объема, а если и есть, то они не готовы для такого продолжительного хранения. Например, для того чтобы хранить более трех месяцев в резервуарах бензин А-95, необходимо, чтобы эти резервуары были дополнительно оснащены специальным оборудованием (понтонами, газовыравнивающей системой, рекуперацией и т. д.)», — пояснил коммерческий директор ОАО «Концерн «Галнафтогаз» Дмитрий Герасимов.
Несмотря на то что отведенный главой государства срок почти истек, ни в правительстве, ни в профильных ведомствах до сих пор еще не определились с вариантом создания нефтяного резерва. Ясно лишь одно, что на ближайшем заседании СНБО, посвященном этому вопросу, еще один альтернативный путь даже не будет рассмотрен. Речь идет о выкупе государством частных нефтяных скважин в целях их последующей консервации и распломбирования для добычи нефти, а также размещения экстренных заказов на ее переработку в пиковые периоды спроса на топливо.
Инф. Деловая столица