В 2020 году сторонники использования водородного топлива объединят свои усилия.
К 2020 году автомобили на водороде, не выделяющие вредных веществ в атмосферу, будут представлены на каждом автосалоне, но и небольшое количество домов в мире будет освещаться электричеством от домашних генераторов на водородных батареях.
Так говорят исследователи, деловые люди и представители правительства, работающих над тем, чтобы водород из дорогостоящего эксперимента стал доступной альтернативой нефти и ее загрязняющим атмосферу продуктам, бензину и дизельному топливу.
Но среднестатистическому человеку водород кажется чем-то больше из области фантастики, чем реальность.
Даже сторонники соглашаются, что есть четыре главные препятствия, которые нужно преодолеть перед тем, чтобы топливо нашло широкое применение: хранение, срок службы топливных батарей, доступность и система доставки, которую некоторые называют «колодцы на колесах».
Потребители также не показали никаких признаков отказа от бензиновой привычки, что расстраивает Алана Ллойда, секретаря Калифорнийского агентства защиты окружающей среды.
«Волнует то, что нет никаких перспектив того, что цены на нефть будут снижаться. Люди не стали меньше ездить», - говорит Ллойд.
Средние цены на бензин в США поднялись с 1,45 долл. за галлон до 2,37 долл. с тех пор, как президент Джордж У. Буш восхвалял энергию водорода в своем докладе конгрессу 2003. В то время потребление Америкой бензина поднялось на 6%.
Предложенный Бушем бюджет 2007 на разработку водородной энергии в 289 млн. долл. – ина суммы, одобренной конгрессом в прошлом году. Это уже больше, чем 73 млн. федерального бюджета 2001.
Но распространение использование водорода, не имеющего запаха и цвета останется мечтой, если только исследователи не сделают технологический прорыв, на которые купится водородное деловое сообщество, еще столь малое. Компании, от частных магазинов до корпорации Chevron и General Motors, вкладывают средства, но сейчас возвращается мало прибылей. Большинство автопроизводителей и нефтяных компаний и многие фабрики разрабатывает водородные программы.
К 2010 году главные автопроизводители уже решат большинство технических вопросов со своими экспериментальными моделями, но массовое производство будет возможно только где-то к 2020 году.
«Есть все основания полагать, что эта технология опустится в цене после автоматизации производства», - говорит Джеффри Серфасс, президент Национальной водородной ассоциации.
Прототипа автомобилей на водородных батареях, которых по всему миру лишь несколько сотен, могут стоить 1 млн. долл. или больше. Большинство машин среднего размера могут хранить около 3 кг сжатого водородного газа, которых хватит на 125-175 миль при нормальных условиях.
«Резервуары для водорода – пробелам номер один», - говорит Стивен Чок, управляющий программой разработки водородных и топливных батарей департамента энергетики США.
Дэйв Бартмасс из GM сказал, что первый автомобиль на топливной батарее был произведен в 1964 году, в качестве эксперимента на базе Corvair 1965 года, но топливная батарея занимала большую часть машины.
Кто-то должен найти способ сжимать водород настолько, чтобы он занимал не больше бензинового бака, на котором машина могла бы проехать 330-350 миль без дозаправки.
Чок сказал, что сжатие водорода может стать мостом, пока исследователи не смогут поместить его в такой металл, как магнезий.
Чок сказал, что такая альтернатива хранения будет необходима, поскольку газовые емкости высокого давления имеют ограниченный срок использования.
Джефф Серфасс был президентом НВА со времени ее образования, 17 лет назад, и он все еще настроен оптимистично.
«Сегодня люди видят водородную экономику как логическое и неизбежное будущее», - говорит он. Инф. today.reuters.
Подготовил Антон Юр,
Корреспондент
ELCOMART News
(e-news)