Министерство угольной промышленности лоббирует приватизацию больших угледобывающих холдингов. Руководитель ведомства Виктор То уверен: вместе с убыточными на торги необходимо выставлять и перспективные шахты. Только так государство может привлечь крупный частный капитал в отрасль...
Созданная в начале марта межведомственная комиссия по приватизации шахт призвана ускорить их продажу. Торги, по словам чиновников, будут объявлены после соответствующей подготовки предприятий и модификации законодательной базы. О деталях и тонкостях приватизационного процесса рассказал министр угольной промышленности Виктор То.
– Министерство угольной промышленности совместно с Фондом госимущества (ФГИ) создали комиссию по продаже угледобывающих предприятий. Для чего она нужна, если ранее предполагалось, что министерство самостоятельно определит перечень шахт для продажи?
– Фонд госимущества — государственный орган, реализующий политику в сфере приватизации государственного имущества, он имеет колоссальный опыт в этом деле. Вместе с Минуглепромом, который был воссоздан для того, чтобы усовершенствовать структуру управления отраслью и провести более масштабное разгосударствление собственности в угольной промышленности, ФГИ сможет эффективно и качественно это сделать. Ну и, естественно, меньше будет всяких кривотолков относительно прозрачности приватизации.
– Список угольных предприятий для приватизации планировалось подготовить еще в сентябре 2005 года. В чем причина столь серьезной задержки?
– Минуглепром сам прошел государственную регистрацию только 6 октября прошлого года, а в список Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины включен 11 октября прошлого года. Сами понимаете, что формировать министерство и проводить приватизацию крайне сложно. Мы за прошедший период провели тщательную ревизию всего хозяйства, которое перешло к нам из Минтопэнерго. И только точно зная, что мы имеем в активе и пассиве, можно начинать наступление.
Что пускать на продажу
– Сколько шахт сейчас находятся в государственной собственности? Какие уже есть наработки по объектам приватизации? Сколько шахт или угольных компаний будет приватизировано?
– Объектами приватизации, согласно закону, есть целостные имущественные комплексы угледобывающих предприятий или их структурные подразделения, акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе корпоратизации угледобывающих предприятий, принадлежащих государству. На март этого года к сфере управления Минуглепрома относятся 142 шахты, из них 34 — юридические лица, 108 — структурные подразделения государственных предприятий.
Относительно приватизации отдельных шахт или больших угольных компаний я придерживаюсь мнения, что лучше и эффективнее будет продавать крупные холдинги. Но в каждом конкретном случае надо смотреть на ситуацию всесторонне. Главное в этом процессе — не забывать, что приватизация проводится не ради приватизации, а ради того, чтобы за 10-15 лет увеличить добычу угля до 100-120 млн. тонн в год. А это возможно только при больших инвестициях в отрасль как со стороны государства, так и частного капитала. Сколько же будет приватизировано предприятий в конечном итоге, сейчас говорить рано.
– Ранее чиновники Минуглепрома говорили о том, что первыми на продажу должны пойти убыточные предприятия. Сейчас эта позиция изменилась?
– Государство как эффективный собственник в первую очередь должно избавиться от тех активов, которые давно съедают порция за порцией дотации. Но ведь предприниматель тоже не лыком шит и наверняка захочет приобрести не только убыточные, но и перспективные шахты. Вот почему нам интереснее продавать сразу большие угольные компании, где есть и убыточные, и высокорентабельные предприятия. Мне кажется, частный капитал тоже ближе к этому варианту.
Сегодня крупные арендные и приватизированные предприятия работают весьма эффективно. Поэтому бояться, что угледобывающие предприятия попадут в руки недобросовестных владельцев, не стоит. Государство уже научилось защищать интересы свои и работающих и очень тщательно выписывает условия приватизации, социальные и другие обязательства новых владельцев. Если они их нарушат, то государство вправе возвратить предприятие в свою собственность. Относительно конкретных объектов и этапов приватизации, то до принятия соответствующего закона говорить об этом преждевременно.
– А как сейчас в отрасли обстоят дела с задолженностями по зарплате?
– Хочу подчеркнуть, что на 1 января 2006 года задолженность по выплате зарплаты работникам угольной отрасли составляла 47,4 млн. грн., в том числе за предыдущий месяц — 28 млн. грн. Следует учесть, что на начало 2005 года мы получили наследство в виде долга по зарплате почти 209 млн. грн. При этом фонд заработной платы работников предприятий Минуглепрома в течение года вырос с 312 млн. грн. до 412 млн. грн.
В этом году министерство получило 4283,7 млн. грн. бюджетных средств. Это на 940,9 млн. грн. больше, чем в прошлом году. 900 млн. грн. направлено на закупку горнодобывающей техники и другого оборудования. Впервые закупки прошли централизованно. Первые торги тендерный комитет Министерства угольной промышленности провел 2 марта. Централизованные закупки позволят удешевить стоимость оборудования и материалов, а также улучшить финансовое состояние шахт.
– Возможно, вам уже известны заинтересованные покупатели угледобывающих предприятий? Кому потенциально могут быть интересны украинские шахты?
– В первую очередь, отечественному и зарубежному капиталу, владеющему крупными металлургическими комбинатами. Последние сейчас, после подоания газа, быстро переходят на уголь. Проявляют интерес, скажем, индийские компании, как я понял из встречи с послом Индии в Украине господином Саха. Думаю, не останутся в стороне наши северные и западные соседи, у которых угольная промышленность хорошо развита.
Ликвидировать старые шахты, построить новые
– Известно, что в этом году государство планирует закрыть ряд шахт. Что предпринято в этом направлении?
– Относительно закрытия шахт, выработавших свой ресурс, в соответствии с Программой реструктуризации угольной и торфодобывающей промышленности, в этом году планируем завершить работы и мероприятия, предусмотренные проектами ликвидации, на десяти горных предприятиях. В целом госбюджетом на 2006 год предусмотрено 837,4 млн. грн. на проведение работ по закрытию шахт — их у нас около 100.
– Кроме ликвидации шахт, периодически также появляется информация о строительстве новых. Действительно ли государство заинтересовано в этом?
– Ликвидация уже отработанных горизонтов тесно взаимосвязана со строительством новых шахт. Мы подготовили предложения по включению в программу «Украинский уголь» 11 новых шахт. Во Львовской области — две шахты: «Тягловская №1» и «Червоноградская №3», в Донецкой области — три шахты: «Георгиевская», «Самарская-Капитальная» и «Добропольская-Капитальная», в Луганской — четыре шахты: «Новосветловская №3-4», «Центральная-Новая», в Днепропетровской — две шахты: «Успеновская №1-2» и «Днепровская-Глубокая».
– Рассматривает ли комиссия Минуглепрома и ФГИ прогнозный эффект от приватизации шахт?
– В компетенцию рабочей группы по координации работ по подготовке к приватизации предприятий угольной промышленности этот вопрос не входит.
Работа приватизированных предприятий за последние годы показывает, что приватизация положительно влияет и на добычу, и на инвестиции в отрасль.
Усилиями государства и частного капитала мы сможем разрешить те проблемы, которые стоят перед отраслью и которые накапливались десятилетиями.
Производство угля готового*
Год | Объем, млн. тонн |
1996 | 57,0 |
1997 | 58,6 |
1998 | 59,5 |
1999 | 62,8 |
2000 | 62,4 |
2001 | 61,7 |
2002 | 62,0 |
2003 | 64,2 |
2004 | 59,6 |
2005 | 60,3 |
* Данные Госкомстат
Автор: Татьяна ШАХМАТОВА, «Инвестгазета»
Газета «ДЕЛО»