Группа банка “Финансы и кредит” собирается построить сталелитейный завод в Венгрии. Предполагалось, что это предприятие будет поставлять на рынки Евросоюза продукцию, произведенную из слябов завода “Ворскла-сталь”, который группа вознамерилась построить рядом с Полтавским ГОКом. Как оказалось, украинская часть планов провалилась, зато венгерская — продвигается вполне успешно.
В принципе, идея создания технологической цепочки Полтавский ГОК — завод “Ворскла-сталь”, который компания собиралась построить на Украине, — прокатное предприятие, имеющее свободный доступ к европейским рынкам, была вполне перспективной. В соответствии с планами “фиников”, украинский электрометаллургический завод, построенный рядом с Полтавским ГОКом, должен был производить железо методом прямого восстановления из руды (DRI), а из железа — стальные слябы, которые компания собиралась поставлять для прокатки на свое же предприятие в Венгрии. Мощности “Ворскла-сталь” должны были составить 3 млн. тонн слябов в год, а венгерского завода — 2,5 млн. тонн. Таким образом, экспортно-ориентированный ГОК получил бы возможность продавать в Европу не окатыши, а продукцию с высокой добавленной стоимостью, причем — без ограничений, наложенных на поставки украинской стали в ЕС.
Планы создания цепочки ПГОК — “Ворскла-сталь” — завод в городе Захонь, который станет крупнейшим сталелитейным предприятием Венгрии, быстро приобретали реальные очертания. По словам Константина Жеваго, оборудование для украинского завода должна была поставить группа Voest Alpine, австрийский подрядчик по строительству промышленных предприятий, который, скорее всего, стал бы участником этого проекта (5-7%). Эта компания занимается производством металлургической продукции, оборудования для металлургической отрасли, разработкой комплексных инфраструктурных решений для промышленности, инженерных сетей зданий и сооружений, и коммунального хозяйства. Кроме того, представители “Финансы и кредит” проводили переговоры с люксембургской корпорацией Arcelor, заинтересованной в расширении своего присутствия в Украине. В результате, необходимое финансирование (около 1 млрд. долларов) было бы частично обеспечено иностранными партнерами.
Жеваго утверждал, что в результате осуществления этого проекта, на Украине появится первый сталелитейный завод с действительно прогрессивной технологией, включающей металлизацию окатышей в шахтной печи Midrex, электродуговой переплав, получение металла заданного качества на агрегате печь-ковш и линию непрерывного литья слябов. Он заявил: “Это самая передовая в мире технология — аналогичные заводы существуют пока только в США, Саудовской Аравии, Катаре и Японии”. А Владимир Белоус, директор компании “Ворскла-сталь”, сообщил корреспондентам: “Конечной продукцией завода исходно будут слябы, но в дальнейшем мы планируем освоить производство плоского проката”.
Тем не менее, от этих планов пришлось отказаться: против их реализации развернули широкомасштабную кампанию экологи — электрометаллургический завод предполагалось построить слишком близко к городу, что может причинить серьезный ущерб экологической ситуации в Кременчуге. Усилиями “зеленых” был наложен судебный запрет на отвод земли под это строительство (206 га). Правда, Жеваго убежден, что в действительности — это происки потенциальных контов, которых не устраивает появление нового серьезного соперника. Вероятно, доля истины в этом есть: альянс группы “Финансы и кредит” с мировыми гигантами Arcelor и Voest-Alpine действительно нежелателен для многих, включая System Capital Management, группу ПриватБанка и Индустриальный союз Донбасса.
Константин Жеваго утверждал, что проблема скоро будет устранена (судиться эта группа действительно умеет очень и очень неплохо, стоит вспомнить хотя бы историю с “Лугансктепловозом”), и строительство завода начнется во втором полугодии текущего года. Однако он оказался неправ: от идеи строительства пришлось отказаться. Кампания против создания вредного производства в Кременчуге оказалась настолько мощной, что швейцарские и британские инвесторы Vorskla Steel испугались перспективы продолжительных судебных баталий и социальных протестов.
Вместо этого завода, решено сосредоточить усилия на венгерском проекте, в котором, вероятно, примут участие те же инвесторы, которые собирались строить “Ворскла-сталь”. Предприятие будет оснащено той же технологией, которую предполагалось использовать на украинском заводе, причем в Захони она представляет еще лучшие перспективы: в процессе DRI используется природный газ, а цены на него в Венгрии для промышленных предприятий ниже, чем теперь в Украине. При этом в Венгрии не следует ожидать никаких кампаний протеста: реализация проекта приведет к созданию примерно 1000 рабочих мест в регионе со сравнительно высоким уровнем безработицы (9,5%, в отличие от 7,8% в среднем по стране).
Министр финансов Венгрии Янош Вереш заявил, что переговоры о строительстве завода, начатые около года назад, вступили в завершающую стадию. Место строительства уже определено: Vorskla Steel займет около ины территории нового промышленного парка, который будет создан в Захони. Подписанный сторонами меморандум включает также строительство в Захони порта на реке Тиса: эта водная артерия представляет прекрасные транспортные возможности, и по ней можно осуществлять перевалку грузов между украинскими и венгерскими железнодоными линиями, что весьма существенно, поскольку новый завод станет потребителем продукции Полтавского ГОКа.
Это имеет важное значение для комбината в настушие нелегкие времена. Основные покупатели окатышей Полтавского ГОКа — сталелитейные компании Австрии, Польши, Румынии, Чехии, Словакии, Болгарии, Италии и Китая. До недавнего времени этот экспорт был весьма прибыльным, особенно — после прошлогоднего скачка цен (71,5%) на железорудную продукцию. Однако после январского скачка цен на газ и 50%-го повышения тарифов на железнодоные перевозки прибыли резко сократились — Полтавскому ГОКу пока не удается разделить эти затраты со своими традиционными потребителями, и в январе-апреле предприятию пришлось сократить объемы производства. Строительство же венгерского завода обеспечит решение проблемы сбыта, которая станет еще более актуальной, если “Финансы и кредит” сумеют победить в предстоящем конкурсе и принять участие в достройке КГОКОРа.
Правда, в отношении победы группы в этом конкурсе имеются основательные сомнения — ей придется конкурировать с весьма серьезными соперниками. Заняться достройкой этого комбината активно стремятся россияне: “Северсталь”, “Смарт-групп” в консорциуме с “Металлоинвестом” и, разумеется, Mittal Steel — новый владелец “Кривостали”. Тем не менее, Константина Жеваго, совладелец “Финансы и кредит” и наблюдательного совета ПГОКа, заявил: “Наше предприятие — это единственная компания, которая имеет опыт, необходимый для развития таких активов, понимание украинской промышленности и доступ к экспортным рынкам, необходимый для продажи окатышей”.
При этом он делает упор еще и на то, что лучше всего было бы поручить достройку КГОКОРа именно отечественной компании. Однако относительно того, можно ли считать Полтавский ГОК украинской компанией, есть определенные сомнения. В конце концов, самому Жеваго принадлежит только 10% акций этого предприятия, хотя, по его словам, он может увеличить свой пакет до 15%, если это потребуется. Тем не менее, около 60% акций ГОКа принадлежат швейцарской компании Ferrexpo A.G. (правда, сама она подконтрольна группе “Финансы и кредит”). Именно Ferrexpo контролирует весь экспорт ПГОКа, т. е., около 85% его продаж. Кстати, именно Ferrexpo планирует строить венгерский завод, она же, совместно с британскими партнерами, учредила в Швейцарии и компанию Vorskla Steel AG.
Однако все планы Константина Жеваго вызывают сомнения в отношении финансирования проектов: заявленные группой программы почти в три раза превышают ее стоимость. Исходные инвестиции в венгерский завод составят 300 млн. евро, а в “Ворскла-сталь” предполагалось вложить около 1 млрд. долларов. При этом группа собирается принять участие в приватизации “Лугансктепловоза” (по предварительным оценкам, стоимость госпакета составит 2,5 млрд. грн.) и в достройке КГОКОРа (на одном только на первом этапе потребуется 300-400 млн. долларов). Кроме того, есть еще совместный с норвежской компанией Aker Yards проект на судостроительном заводе “Залив” (1 млрд. евро), а также проект грузового терминала на крымском озере Донузлава (только на подготовительные работы требуются инвестиции порядка 300 млн. долларов) и многое другое… При этом капитализация группы составляет около 1,5 млрд. долларов. Правда, все эти планы могут обрести реальность, если у группы Жеваго есть тайный партнер, на роль которого просматривается единственный кандидат — Mittal Steel, под ногами которой уже начинает если и не гореть, то, во всяком случае, дымиться украинская земля.
Виктор РЫЧИК, УкрРудПром