Прогноз экспертов оправдался, и мелкие чайные компании, которые занимались расфасовкой чая в Украине, начали существенно сокращать свое производство или вовсе полностью переходить на импорт. Об этом сообщил Александр Алискеров, менеджер по связям с общественностью и прессой компании "Пирамида", дистрибьютора ТМ "Ахмад Ти" в Украине.
По его словам, развитие этой ситуации началось после снижения таможенных пошлин (10% от стоимости партии - ред.) в августе 2005 года. В результате, импортировать чай в Украину стало намного выгоднее: дешевле и риски ниже. "Если фасовать чай в Украине, компания сталкивается с теми же проблемами, что и при ввозе контейнера с готовым чаем, однако расходы на фасовку сырья, логистику, хранение и прочее во втором случае ниже", - сказал А.Алискеров. По его словам, именно по этой причине подавляющему большинству чайных компаний стало выгоднее импортировать чай и продавать его здесь, чем создавать производство в Украине.
Эксперт сообщил, что в этой связи на рынке растет количество мелких марок цейлонского чая, которые занимают очень небольшие доли: совокупная доля 15-20 марок может составлять примерно 3-5% рынка. При этом уменьшается количество чайных марок, которые фасуются в Украине. Такая ситуация, по мнению А.Алискерова, негативно влияет на инвестиционную привлекательность украинского рынка чая.
Однако, считает эксперт, доминирование импортного продукта еще более негативно сказывается на потребителе, которому становится все сложнее разобраться, что он покупает и что ему предлагают. "Очень часто ни потребитель, ни продавец не понимают, что они приобретают, и многие люди, особенно те, которые не являются лояльными потребителями чая, перестают покупать чай в пользу кофе", - отметил А.Алискеров.
Сложившаяся ситуация, по его словам, также создает проблемы в торговых сетях, которые становятся доминирующим оком на рынке, особенно для чаев премиум категории. В сетях растет конция за места на полках, и, как следствие, возрастает стоимость размещения. "Импортеры малоизвестных марок платят за то, чтобы попасть на полку, сдвигают остальные марки, в результате в торговых сетях присутствует 30-40 марок чая, при этом 5-6 из них контролируют 80% оборота", - подчеркнул он.
Инф. ЛІГАБізнесІнформ