Сейчас на рынке нефтепродуктов практически отсутствует низкооктановый бензин. Причин здесь несколько, но главная то, что Лисичанский и Кременчугский нефтеперерабатывающие заводы переориентировались на производство высокооктановых марок бензина. Причем компания ТНК-ВР, которая управляет Лисичанским НПЗ, даже вынуждена импортировать низкооктан для того, чтобы обеспечить свои сети. На сегодня мы отмечаем не только дефицит низкооктана, но и тот факт, что розница, которая обычно делает некие запасы топлива, вынуждена лишь обозначать цены на заправках на низкооктан, практически приостанавливая торговлю этой маркой топлива....
Если проанализировать темпы изменения цен на бензин, то практически по всем видам топлива в рознице отмечается слабый рост цен — не более 0,5-1% в неделю. Разве что по высокооктановым маркам этот показатель составляет 1-1,5% в неделю. Разница темпа роста розничных цен приведет к тому, что цены на низкооктан все ближе будут подходить к цене на А-92, поскольку эти рынки взаимосвязаны. Это приведет к тому, что более востребованным станет бензин А-92. Это потянет за собой рост цены и на А-95.
Сейчас в ряде СМИ появились публикации о том, что война на Ближнем Востоке может повлечь рост цен на бензин и в Украине. Это довольно спекулятивные выводы. В краткосрочной перспективе, кроме экономических факторов, влияющих на ценообразование, нет других причин для резкого скачка цены на бензин. Разговоры о нестабильности на мировом рынке топлива, конфликте на Ближнем Востоке, росте объемов потребления в Китае — не более чем разговоры. Украинский потребитель вообще-то уже разбирается в том, какие факторы действительно влияют на рынок, а какие используются как спекулятивные. Вряд ли после публикаций в СМИ тех или иных сообщений о состоянии мирового рынка украинский потребитель бросится закупать бензин.
В более далекой перспективе украинский рынок топлива тоже зависит от мировых цен, хотя бы потому, что у нас большая доля импорта. В основном нефть идет из России. Украинский рынок для россиян более интересен, с учетом того, что здесь нефть будет переработана заводами, которые находятся в их собственности, и здесь же будет реализована. Но если мировые цены будут выше, чем в Украине, то произойдет переориентирование потоков сырья, и объемы предложений на украинском рынке уменьшатся. Но нужно учитывать, что украинский рынок имеет характерные особенности. Например, никакой другой рынок на постсоветстком пространстве не потребляет в таких объемах низкокачественные суррогатные бензины, как украинский. То есть, в импортных поставках топлива заранее закладывается ценовой резерв, с учетом того, что здесь бензин можно немного развести, и потребитель все равно будет покупать эту бодягу. Что касается прогноза цены на бензин: если сохранятся существующие тенденции, то цена до конца лета на А-95 будет максимум 4,50 грн., а не 5 грн., как прогнозируют некоторые аналитики в СМИ.
Автор: Сер САПЕГИН (директор НТЦ «Психея»), газета «ДЕЛО»