Как–то ехал в поезде Минск — Мариуполь с попутчицей–украинкой (дело было на белорусском участке маршрута). Женщина, увидев в придоном лесочке автомобильные останки, была поражена. «Как же это так, в лесу старые машины валяются. Что ж это такое?» Я, признаться, не понял причину восклицаний. Порадовался высокой экологической культуре пассажирки из соседней страны. Но дело было в другом...
Совсем недавно гостил в Одессе. Среди массы впечатлений приобрел и такое: гулять по городу лучше в центре (ул. Дерибасовская, Ришельевская). Чуть поодаль — западня. ина канализационных люков без крышек. Можно мгновенно исчезнуть, особенно вечером. Похожая ситуация и в других украинских городах и местечках. Металлолом — в цене (конечных потребителей много: Енакиевский и Донецкий металлургические заводы, «Кривосталь», Мариупольский комбинат и проч.). Приемом лома занимаются негосударственные структуры, отдельные частники, большинству из которых, похоже, глубоко безразлично, что сдается (крышки люков, железнодоные рельсы или куски кабеля). Чем габаритнее объект сделки, тем он привлекательнее...
В Беларуси, слава Богу, такой массовой, оголтелой охоты на черный лом не ведется. Предприятия сдают отслуживший металл «Белвтормету», население — Белкоопсоюзу (а тот, в свою очередь, также «Белвтормету», а он — Жлобинскому БМЗ и другим «металлистам» страны). Оба учреждения государственные, оба контролируют «родословную» поставок (принесет, скажем, физическое лицо запчасти от заводского станка в пункт Белкоопсоюза — там его обязательно попросят предъявить соответствующие документы). В общем и целом система упорядочена, однако имеет серьезный минус. Выражается он в том, что на улицах наших городов и деревень, в подворотнях, лесах и оврагах по–прежнему нередко зрелище — бесхозный ржавый лом. Что ж не собирают его люди, не бегут с ним в приемные пункты? Я решил узнать.
В небольшом вагончике по улице Волоха в Минске приемщица отрезала: «Черным не занимаемся, берем только цветной» (кому интересно: медь — 4.500 рублей за килограмм, алюминий — 1.300). Я удивился. Но после того как узнал расценки на черный лом в отделе заготовок по улице Глаголева, у меня самого пропало желание «заниматься черным». «Принимаем по 26 рублей за килограмм», — сообщила девушка. «А у меня в гараже «Москвич» старый стоит, за него сколько дадите?» — «26 рублей за килограмм, говорю, — расценки одни». Я прикинул по тарифу, выходит, что в лучшем случае получу за старый авто 26.000 рублей. «Доставку хоть организуете?» — спрашиваю. «Что вы! Над этим вы сами должны думать».
Что нам стоит сдать машину? Надо нанять буксир, потратиться на бензин, убить время — прибылью операция не пахнет, одна морока. Я поинтересовался у начальника управления заготовок и внешнеэкономической деятельности Белкоопсоюза Владимира Гапановича: «Что же цены такие невысокие в приемных пунктах?» Ларчик открылся просто. В каждом районе страны существуют десятки приемных точек. Население несет туда мелочь: старую жестяную посуду, отслужившие век обогреватели и т.д. и т.п. Чтобы объехать все пункты и собрать принятое сырье, машины–погрузчики наматывают по 40 — 50 километров. Транспортные расходы. «Прибавьте коммунальные платежи, зарплату, налоги, — развивает мысль Владимир Гапанович. — А ведь цены, по которым «Белвтормет» покупает у нас собранное сырье, — не заоблачные».
И впрямь не заоблачные. Заместитель генерального директора ГО «Белвтормет» Николай Бондарь рассказал: «Самый дорогой лом, кусковой (толще 6 миллиметров), мы закупаем у предприятий и Белкоопсоюза по 280 тысяч рублей за тонну, жесть — по 170 тысяч, стружку — по 88 тысяч...» Прейскурант втормета (согласованный в Минпроме и Минэкономики), по сути, устанавливает потолок для маневра потребкооперации. Заработать и одновременно повысить закупочные цены для населения приемные пункты Белкоопсоюза могут только одним путем — снижением издержек. Но учитывая, что работать приходится в основном с мелочью–дребеденью, а заготовительно–транспортная схема часто не отличается компактностью, особо сэкономить не на чем.
Тупик? Посмотрим варианты. В 2005 году во «Вторчермет» от предприятий и из сети потребкооперации поступило 1 млн. 107 тыс. тонн лома. Львиную долю сырья из года в год потребляет Белорусский металлургический завод (помимо него еще около 50 предприятий — гомельский «Центролит», Могилевский металлургический и др., но в сравнении с БМЗ их аппетиты мизерны). Кроме белорусского лома, жлобинское предприятие закупает лом российский. В прошлом году объем закупок в соседней стране составил около 1 млн. 180 тыс. тонн. Российское сырье обходится БМЗ дое белорусского примерно на 25 процентов (хотя железнодоный тариф начисляется, как и при поставках лома внутри России, а экспортная пошлина не взимается). Может быть, «Белвтормету» стоит повысить цену для БМЗ (оставив ее при этом пониже российской, разумеется)? Тогда и вся приемо–сдаточная цепочка подрастет в ценовом отношении... И пункты Белкоопсоюза смогут предложить населению более привлекательные условия. А это по логике должно решить очень важную проблему — утечку лома.
Не секрет ведь, что, пользуясь открытой границей (благо на украинском направлении — таможня), некоторые граждане Беларуси промышляют вывозом сырья на Брянщину, Смоленщину. И, честно говоря, трудно не промышлять. Ведь старый «Москвич», стоит только углубиться в Россию на десяток–другой километров, можно загнать частнику–приемщику долларов за 80, а то и больше. Тот в свою очередь продаст лом какому–нибудь обществу с ограниченной ответственностью. А оно, вполне возможно, жлобинскому заводу. По ценам выше, чем у «Белвтормета»... Так нельзя ли решить проблему на корню?
Торопиться с выводами не будем. жлобинский завод — валообразующее производство. Экспортирует высокотехнологичную продукцию более чем в 50 стран мира. И вопрос его контоспособности (а она зависит и от цен на сырье) — это вопрос государственной важности. Нужны серьезная калькуляция, анализ. Для полноты картины стоит отметить, что в общем сборе лома доля, полученная от физических лиц, составляет не более 4 процентов — остальное сдают предприятия (их обязанность сдавать пришедшие в негодность металлоизделия ГО «Белвтормет» регулируется законом).
4 процента — это капля в море. Но большая капля. Думается, повышение закупочных цен может увеличить долю лома, принятого от населения, на процент–два, а то и больше. И уж, по крайней мере, металлического мусора в стране станет меньше... Не так ли?
Кстати
По словам заместителя генерального директора ГО «Белвтормет» Николая Бондаря, объединение рассматривает возможность приема металлолома через собственную сеть (без посредничества предприятий потребкооперации).
ВОЛЯНЮК Виталий, "Беларусь сегодня"
Источник: Мetaltorg