– В ближайшее время Кабмин подаст в парламент законопроект о Кабинете Министров. Какие принципиальные новшества в этом проекте?
– Вводятся определенные принципы деятельности правительства. В частности, принцип солидарности и ответственности Кабмина за свою деятельность и решения правительства. Это принцип политической ответственности министра за сферу его работы.
Также вводится институт контрассигнации, который предусмотрен действующей Конституцией. Это означает, что указы президента, изданные в пределах его президентской компетенции, принимаются к сведению всеми соответствующими министрами на выполнение. Это конституционная норма, которая пока не находила своего отображения ни в одном серьезном нормативном акте, но сейчас она будет введена.
Кроме того, мы планируем вернуть институт государственных секретарей.
– Новая Конституция предусматривает значительное увеличение полномочий Кабмина. Это будет прописано в новом законе?
– На самом деле полномочия Кабмина настолько принципиально не увеличены. Я бы сказал, что, скорее всего, смещаются механизмы сдерживаний и противовесов, поскольку Кабмин стает подконтрольным и подотчетным Верховной Раде. Поэтому в этой сфере произошли изменения. Говорить о том, что усиливаются полномочия Кабмина, я бы сегодня не стал. Там четко будет определен весь перечень вопросов, по которым Кабмин будет уполномочен принимать решение, и они исходят из ст.116 Конституции.
– Поясните, что значит персонификация ответственности министров, о которой Вы говорите?
– Каждый министр, согласно законопроекту, будет нести полную политическую ответственность за ту сферу, которая входит в компетенцию его министерства. А Кабмин как таковой, исходя из принципа коллегиальности, будет нести солидарную ответственность за работу Кабмина в целом.
– Решает ли этот закон проблему совмещения должностей?
– Нет, поскольку это противоречит действующей Конституции, в которой все прописано.
– Какой будет процедура увольнения или назначения отдельных министров?
– Речь идет о том, что Верховная Рада рассматривает вопрос относительно отставки одного или нескольких министров. Порядок до сих пор не был определен в Конституции. Отставка одного или нескольких министров рассматривается Радой с подачи либо премьер-министра, либо президента Украины, если это касается министра обороны и министра иностранных дел.
– Какие замечания и дополнения были со стороны Президента по поводу этого законопроекта?
– Конкретно по этому поводу я еще с Виктором Андреевичем не говорил, но мы очень детально разрабатывали этот законопроект с представителями Секретариата президента. Все вопросы, которые были с их стороны, на сегодняшний день сняты. Теперь мы в правительстве, Секретариате президента и парламенте имеем единый консолидированный подход не только по этому закону, но и по другим законопроектам, которые сопровождают его. Например, законопроект «О центральных органах исполнительной власти», возможно, отдельный Закон «О министерствах», и, конечно же, Закон «О государственной службе».
– Когда закон будет принят в парламенте?
– Я не вижу никаких препятствий, чтобы внести этот законопроект на рассмотрение парламента хоть сегодня. Окончательное решение вновь не принято, и сейчас мы пока обговорили этот законопроект. Я буду настаивать на том, чтобы на следующем заседании Кабмина, с участием премьера Виктора Януковича законопроект был утвержден и передан в Раду. В конце концов, это обязательство, которое взяли на себя все подписанты Универсала национального единства. И это требование не только президента, но и председателя парламента.
– Помимо госсекретарей, есть ли еще какие-то спорные вопросы?
– Есть, но они не принципиальны. Есть дискуссионные вопросы. Они могут быть урегиулированы.
– Гриценко заявил, что он против того, чтобы Кабмин имел право отменять нормативные акты отдельного министерства. Вы против этого?
– Он задавал мне этот вопрос в контексте, если издается приказ отдельного министра, который отвечает указу президента, а Кабмин вдруг все это отменяет. В таком случае президент, согласно Конституции, наделен правом приостановить решение Кабмина с одновременным обращением в Конституционный суд. Это не норма этого закона, а прямая норма Конституции.
– По госсекретарям Минюст и Секретариат Президента не были против?
– Наоборот, мы как раз и отстаивали эту норму.
– Какие функции будут у госсекретарей?
– Это будет прописано в законе о госслужбе. Если мы подразумеваем, что министр является политической фигурой, то нам нужно обеспечить функцию административного руководителя в каждом министерстве. Кроме того, госсекретарь не может быть уволен по политическим мотивам. Он отвечает за администрирование ведомства. Это ая обслуживающая структура. Он подотчетен министру и отвечает за выполнение его политики. Мы тем самым усиливаем роль министра, выводя его из-под удара, который мог бы быть нанесен на него по закону о госслужбе. Госсекретарей будет назначать Кабмин по представлению министра. Будет предусмотрена контрактная основа с госсекретарем, и его можно будет уволить только в том случае, если будут нарушены нормы закона о госслужбе.
– То есть министру по политическим соображениям теперь будет сложнее менять кадры внутри министерства?
– Это и так очень сложно, поскольку каждый госслужащий защищен трудовым законодательством и законом о госслужбе. Если министр вопреки нормам увольняет кого-то, этот человек может подать в суд на министра. И, как правило, суды решают эти вопросы в пользу заявителя.
– А есть ли возможность у министра после увольнения вернуться в депутатский корпус, как это часто бывает во многих европейских странах?
– Это на сегодняшний день противоречит Конституции. Для этого ее нужно менять.
– А почему Вы до сих пор не подали заявление о сложении депутатских полномочий?
– Пока не будет решен вопрос относительно участия в парламентско-правительственной коалиции моей политической силы, которая делегировала меня в правительство («Наша Украина». — «ДЕЛО»), естественно, я пока не могу решить свой личный вопрос. Таким образом, мой статус остается в подвешенном состоянии. Я думаю, что этот вопрос должен быть решен до конца этой недели. Нарушаю ли я Конституцию? Думаю, что так же, как и каждый народный депутат — ныне Кабинета Министров, по которому все еще по процедуре не принято решение Верховной Рады о сложении депутатского мандата.
– Вас назначили участником рабочей группы по переговорам о формировании новой коалиции. Спрогнозируйте, чем завершатся эти переговоры?
– К сожалению, я пока не имел возможности участвовать в переговорах. Но я думаю, что все будет нормально, и до конца недели мы будем иметь определенность по поводу новой коалиции.
Газета «Дело»