Эпизод первый
Эпизод второй
С газом, без газа...
Думаю особенное внимание стоить уделить газовому вопросу. Как заявил в свое время Леонид Кравчук, основная претензия к правительству Еханурова - "непрофессионализм в газовых переговорах с Россией". Страна попыталась подсчитать, сколько же просчетов допустило украинское правительство в ходе ведения переговоров с "Газпромом".
Среди основных «проколов» «днепропетровского» Кабмина можно выделить несколько. Первое -это неоправданное затягивание переговоров.Неадекватные реакции со стороны Киева, которые дали впечатление, что украинские власти не верят до конца в то, что "Газпром" поднимет цены, привели к тому, что первоначальная компромиссная цена, на которой настаивал российский концерн, в 160 долларов за 1000 "кубов" выросла до 250-270. Более того, на позднем этапе украинских переговоров представители "Газпрома" заявили, что будут индексировать цену на газ в соответствии с мировой конъюнктурой.
Второе - удар по имиджу Украины в Европе. Во-первых, был доказан факт воровства российского газа, который ранее списывался на "технический отбор" и т.д. Более того, этот факт был вынесен на европейский уровень и стал достоянием гласности для европейских партнеров. Во-вторых, Европе было наглядно доказано, что ради собственных интересов Киев не погнушается поставить под угрозу энергетическую безопасность Старого Света.
Третье - цена на газ. В начале переговоров Украина наставала, что предельная для нее цена на 1000 кубометров газа - 70-80 долларов. В результате стороны пришли к соглашению, что "Газпром" продает "Росукрэнерго" газ за 230 долларов за тысячу "кубов", а украинская экономика получает "голубое топливо" за 95 долларов без гарантий, что эта цена не будет увеличена через полгода. Собственно говоря, столь низкая цена - 95 долларов за тысячу кубов - возникла из-за относительной дешевизны азиатского газа, поставляемого на Украину, который "Росукрэнерго" смешивает с российским газом. Впрочем, схема высчета окончательной стоимости довольно непрозрачна. Вполне возможно, что цифра 95 возникла в результате переговоров между "Газпромом" и "Нафтогазом" для того, чтобы "сохранить лицо" Киева, и имеет отношение не к экономике, а к политике.
Четвертое - неясные перспективы получения азиатского газа. Переговоры с Туркменистаном о поставках газа, в результате которых было "спасено лицо" Киева, проходили довольно трудно. Ашхабад наотрез отказался поставлять газ в обмен на украинский бартер. Туркменбаши согласился на поставку "голубого топливо" по 60 долларов за тысячу кубометров только под давлением Вашингтона. Договор подписан на год, однако туркменские власти, в результате действий "Газпрома", уже подняли цену на газ (с 50 на 60), и вполне вероятно, что договор на 2007 год будет подписан на совершенно новых условиях.
И пятое - популизм кампании. Украина находится на седьмом месте в мире по газопотреблению. Предложение о переводе украинской промышленности на "энергоемкие технологии" - свидетельство неинформированности и непрофессионализма кабинета министров. Об этом же говорят заявления ряда высокопоставленных чиновников о том, что Россия "никуда не денется" и будет вынуждена пойти на компромисс, выгодный Украине. Это свидетельствует о большей степени популизма, нежели профессионализма в этой кампании. Апофеозом наглого давления стали предновогодние заявления премьера Еханурова о том, что контакт с "Газпромом" подписан и "лежит в портфеле" премьера. Несомненно, перед правительством стояла задача не только договориться о новых ценах на газ, но и провести пиаровскую предвыборную кампанию для объединения расслоенного "оранжевого" электората под девизом "Мы выали газовую войну у России". Однако образ "внешнего врага России" не был в достаточной степени аргументирован. За эмоциональными всплесками министрам едва ли удалось донести до граждан идею о том, с какой стати "вражеский режим" должен спонсировать украинскую экономику. Отставка правительства окончательно свела на "нет" итоги этой пиаровской кампании.
Таким образом, в ходе переговоров с "Газпромом" налицо провалы правительства и с точки зрения экономики, и с точки зрения внешней политики. С точки зрения внутриполитической, бездарные действия кабинета министров увеличили шансы оппозиционных партий на выборах в Верховную раду в марте 2006 года. С другой стороны, они могут спровоцировать команду Ющенко на неадекватные действия, в том числе и на досрочный роспуск парламент, и на объявление действий оппозиции вне закона.
Резюмируя, можно сказать, что в целом работа Еханурова принесла, скорее, положительные результаты. Единственный, серьезный прокол – это «газовая война», которая на самом деле оказалась проана. Одним из основных достижений правительства Еханурова можно считать получение рыночного статуса, а также возвращение к экономической стабильности, которую в свое время поддерживало и правительство Януковича. Негативные отзывы о работе нынешнего премьера обусловлены скорее минувшими парламентскими выборами и, соответственно, возможностью «отвоевать» премьерское кресло.
Дмитрий Воронков,
ELCOMART Политический процесс