Парламентские выборы в Украине 26 марта станут самыми дорогими в Европе. Участие в них блока «средней ступени» обойдется минимум в 15 миллионов долларов. В России аналогическое мероприятие стоит в 2-3 раза дешевле. «Что б набрать минимальные три процента прохождение в Рад, партии нужно заплатить 15-20 миллионов долларов. Деньги распределяются по двум схемам. Первая включает размещение рекламы на бигбордах и телевидении. Вторая – открытый подкуп избирателей и журналистов. Раньше украинские политики пытались получить деньги в Москве. Сейчас их берут в Киеве, продавая места в избирательных списках. Называют цены от 400 тысяч до 12 миллионов долларов».
Более «дешевый избиратель» у Партии Регионов экс-премьера Виктора Януковича. Каждый набранный ей процент обходится в 800 тысяч долларов. «Регионалов» готовые поддерживать бесплатно – им симпатизируют 25% населения. Самые дорогие выборы станут для оппозиционного блока «НЕ ТАК!»: ему приходится приобретать каждый процент за 10 миллионов долларов.
Как купить голоса совершенно легально, придумали украинские «зеленые». Они собираются нанять 350 тысяч «агитаторов», заплатив каждому по 100 долларов. При этом треть средств отдадут сразу, другую – в случае победы на выборах. Эта технология была испытана во время «оранжевых» президентских выборов.
Часть затрат государство возвратит. 25 миллионов долларов «вернут» тем партиям, которым удастся пройти в парламент – про порционно завоеванными голосами. Но уже сейчас много блоков заявляют: бюджетные деньги им не нужны. «Мы включаем в избирательные списки не тех политиков, у которых есть деньги – их у всех хватает. Нам нужны те, кого поддержат избиратели», - заявляет оппозиция.
Наличие или отсутствие денег у партии особенно красноречиво проявляется на телевидении. У кого хватает денег, крутят свои ролики по несколько раз на час. Средняя стоимость секунда – 1400 долларов. Чаще от других в пройм-там на экранах появляется Партия Регионов и Янукович собственной персоной, социалисты и коммунисты. «Наша Украина» Виктора Ющенко выходит коротким слоганом: «Мы доказали, что власть преступна». Блок экс-премьера Юлии Тимошенко на центральных каналах практически не видно – она сделала ставку на бигборды. Юлин лозунг – «Справедливость есть, за нее стоит бороться». Эта «откровенность» дешевле телевизионной – 1100 долларов на месяц за бигборд.
Явно ограниченная в деньгах Тимошенко при этом пускает пыль в лицо избирателям, проводя партийные собрания в самом дорогом палаце «Украина». Аренда стоит почти 8 тысяч долларов. Другие партии сэкономили, устроив съезды в «Украинском доме» на Крещатику (аренда всего 500 долларов).
Глава Народной партии спикер Владимир Литвин, у которого есть все шансы пройти в Раду, стал более «базарным политиком». Его рекламируют на больших рынках. Там же ведется добровольно-принудительное вступление в партию.
Одна учетная статья объединяет все партии. Это клей. На развешивание плакатов в Киеве каждая партия тратит за неделю 2 тонны. И вермишель, которую вешают нам на уши.
Янина Соколовская, Партия «Братство»