Лозунг „бандитам - тюрьмы” был одним из главных на Майдане. Народ требовал подвергнуть наказанию тех представителей „кучмократии”, которые нажились на разворовывании народного имущества и прибегали к разнообразным преступлениям, чтобы сохранить свое господство. Но слова так и остались словами, не перерастая в судебные дела. Если даже и начиналось следствие, то в большинстве случаев оно быстро сворачивалось и подозреваемые оказывались на свободе. А здесь им еще бросили „спасательный круг”.
После подписания общего документа между Ющенко и Януковичем по поводу предотвращения политических репрессий в Украине был принят закон, по которому предоставлено право неприкосновенности депутатам советов всех уровней. Он вызвал значительное недовольство мыслящей части общества. Ведь стало ясно: правом подняться над законами немедленно воспользуются криминальные элементы разного калибра. Тем более, что надвигались выборы в Верховную Раду и местные советы. Такого шанса криминалитет потерять не мог. Когда средства массовой информации сделали достоянием гласности избирательные списки партий и блоков, то люди увидели: в некоторых из них аж пестрело от фамилий, которые когда-то фигурировали в рубриках „их разыскивает милиция”. Хоть выдвигай новый лозунг: „бандитам - Рады!”.
Министр внутренних дел Украины Юрий Луценко сделал достоянием гласности немало фамилий тех, кто имеет не снятую или непогашенную судимость. Говорил он и о людях, против которых начинали уголовные дела, но не довели их до конца. Были в этих списках и проколы, наподобие того, как получилось в случае с депутатом от БЮТ А.Шкилем. Ему припомнили расследование, которая начинала милиция после известных событий в Шевченковские дни, когда тогдашняя оппозиция старалась освободить Украину от Кучмы. Под милицейский пресс попало немало активных борцов против „кучмократии”, в том числе и Шкиль. Интереснейшее заключается в том, что и нынешний глава милицейского ведомства тогда проходил свидетелем по тому же уголовному делу. По этому поводу немало уже было сказано, так что не следует на этом останавливаться. Отметим лишь, что здесь речь идет об исключении из правил, которое лишь подтверждает именно правило.
Кстати, закон о неприкосновенности депутатов всех уровней в свое время инициировали именно те оппозиционеры, которые ныне стали властью. Их можно было тогда понять, так как силовая расправа с оппозицией во времена расцвета „кучмократии” стала скорее нормой отношений власти с оппонентами, чем чем-то чрезвычайным. Правда, в то время протолкнуть такой закон в парламенте не удалось через неистовое сопротивление провластных сил. Тех, что в новых условиях на правах новой оппозиции сами этот закон еще раз инициировали и приняли. Общество ныне вынуждено расхлёбывать кашу, заваренную политиками, которые преследовали быстротечные утилитарные цели, не задумываясь над стратегическими вопросами.
А был другой, абсолютно цивилизованный выход из непростой ситуации. Необходимо разработать и принять специальный закон об оппозиции, в котором четко были бы прописаны права и обязанности оппозиционных сил и ґарантии сохранения этих прав. Такие законы существуют во многих странах и ими регулируются отношения действующей власти с политической оппозицией. Там не надо придумывать какие-то фантастические права наподобие неприкосновенности депутата сельсовета. Поэтому и не имеют люди тех проблем, которые ныне явились перед украинцами.
Разговоры о судимых кандидатах в депутаты Верховного и даже областных советов далеко не всегда задевают средних граждан, поскольку тех персонажей мало кто знает лично. Намного более сложная ситуация с кандидатами в сельские советы. В селе все знают друг друга, и своих воров и бандитов там могут быстро пересчитать и рассказать в деталях о каждом из них. А на нынешних выборах, услышав о неприкосновенности, решили баллотироваться в советы именно такие, чтобы не иметь проблем с милицией - так как депутатство ставит их над законом. Простой люд оторопел, когда узнал о потенциальных „народных избранниках” криминального образца. Большей дискредитации власти и не придумаешь.
Кое-кто от шока решил избрать тактику страуса, т.е. спрятаться от подобных проблем. От таких „страусов” можно услышать: „не хочу голосовать за воров, поэтому не пойду на выборы”. Но если не пойдут честные люди, то воры сами изберут себя и засядут в советах, чтобы решать судьбу порядочных граждан. Вот тогда словосочетание „преступная власть” и приобретет такое содержание, что никому мало не покажется. Поэтому на избирательные участки идти нужно и избирать необходимо тех, кого хорошо знаешь и кому доверяешь. Сельские люди оценивают своих земляков по простым и понятным требованиям, как это делали крестьяне испокон веков. Красивым словам там верить не привыкли, к вниманию лишь берут деловые и человеческие качества односельчан, которым следует доверить депутатскую должность. Другое дело - когда нужно оценивать приезжего человека. Тогда прислушиваются к словам, присматриваются к внешности. В таком случае ошибиться легче, но универсального средства против ошибок, к сожалению, не существует.
Когда составлялись обще-украинские партийные списки, то в первую пятерку и даже десятку старались поставить людей авторитетных, известных всей Украине. Конечно, отдельные политические силы и туда впихнули, мягко говоря, неоднозначных лиц. Но большинство все-таки в первых рядах пускали лучших. Перед ними стоит задача: провести в парламент весь список. Как локомотив тянет вагоны, так и первая пятерка или десятка должна протянуть большую группу однопартийцев. А в той хватает всякого люда. Выборы требуют больших финансовых затрат, из-за чего партии и блоки вынуждены искать спонсоров. Вместе с тем те, кто дает деньги на выборы, требуют для себя проходных мест в партийных списках. Капиталы в Украине, к сожалению, зарабатывались сомнительными методами, немало богатейших людей поэтому и не пользуется уважением своих сограждан. Так называемых „олигархов” народ очень не любит и протестовать против их власти выходил на площади. Требовали люди тогда разделить власть и бизнес. Вместе с тем ныне партийные списки аж пестреют фамилиями бизнесменов, которые ищут депутатской неприкосновенности прежде всего для того, чтобы уберечь собственный бизнес от „наездов” со стороны власти.
Нынешние выборы - особенные. Они решают вопросы дальнейшего развития Украины. Или сохраняется старая система с кое-что обновленным фасадом, или же страна, в конце концов, приходит в движение вперед. Представители большого капитала вкладывают деньги в политические партии и блоки с одной целью. Они стремятся использовать возможности власти для развития собственного бизнеса, принятие удобных для себя законов. Интересы государства и народа они не собираются учитывать, как не считались с ними и раньше. Сращенная бизнесовая и политическая элита в 90-х годах создала режим „кучмократии” и старается сохранить его в современных условиях, пусть даже и без самого Кучмы. Лишь рядовые избиратели могут воспрепятствовать этому, отдав свои голоса тем политическим силам, которые способные окончательно покончить с дискредитированной олигархической политикой и приблизить Украину к современным демократическим стандартам. Не удалось своевременно засадить бандитов в тюрьмы, то хотя бы надо не допустить их в Советы.
Час