7 февраля председатель исполкома Блока "Наша Украина" Николай Катеринчук заявил, что "в случае победы на выборах недемократических сил Президент Виктор Ющенко и его партия могут уйти в оппозицию". В связи с этим Центр исследований политических ценностей обратился к политическим экспертам с вопросом: "Может ли Виктор Ющенко после выборов в Верховную Раду уйти в оппозицию?"
Константин Бондаренко (директор Института национальных стратегий):
"Конечно, может, если будет создан оппозиционный парламент. А оппозиционный парламент возможен при условии договоренности между Партией регионов и Блоком Юлии Тимошенко. Тогда будет оппозиционное большинство, в котором, скорее всего, третьим элементом станет Социалистическая партия.
Логика такова: большинство будет формироваться не только на основе политических амбиций Юлии Тимошенко и Виктора Януковича, но и на основе экономических, бизнесовых амбиций их окружения. В таком случае элементом, который их будет объединять, станет особа Валентины Семенюк - председателя Фонда госимущества. То есть бизнес будет доминировать над политическими ями, а Президенту ничего не будет оставаться, как идти в оппозицию".
Олесь Доний (глава Центра исследований политических ценностей):
"Даже после введения в действие положений конституционной реформы Президент остается ключевым элементом политической системы Украины. Легитимность Президента в глазах населения намного больше, чем легитимность партий, которые будут формировать Верховную Раду и получат право спорить за правительство.
Поэтому, хотя в теоретических политологических раскладах и можно рисовать схему оппозиционного к Президенту большинства и оппозиционного Кабмина, в реальности нет серьезных оснований рассматривать следующее парламентское большинство без участия "Нашей Украины". Независимо от того, какое место на выборах займет "Наше Украина" - второе или третье (первое, судя по всему, надежно зарезервировано за Партией Регионов), - все равно следующая парламентско-правительственная коалиция будет формироваться на основе именно "Нашей Украины". Остается открытым вопрос, кто именно станет второй составляющей этой коалиции - "Партия регионов" или БЮТ, а соответственно, интрига будет в том, кто именно из этой пары окажется в оппозиции".
Юрий Якименко (директор политико-правовых программ Украинского Центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова):
"На мой взгляд, сложно говорить о том, чтобы избранный большинством избирателей Президент ушел в оппозицию. Скорее, можно говорить, что может пойти в оппозицию к Президенту новое большинство в Верховной Раде и новое правительство. Такой вариант, в принципе, не исключается, и при нынешней Конституции - при тех изменениях, которые уже вступили в действие, - это возможно. Другое дело, каковы будут последствия такого сосуществования Президента и оппозиционного большинства. В нашей политической практике этого еще не было, и я думаю, что последствия не будут позитивными".
Владимир Фесенко (глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента"):
"Я думаю, что заявление Катеринчука касается исключительно "Нашей Украины", а не Президента. Говорить о том, что Президент Украины может уйти в оппозицию - это оксюморон, бессмыслица. Президент - это наивысшее должностное лицо в государстве и олицетворяет власть, одну из наиболее влиятельных властных институций, даже после ограничения его полномочий конституционной реформой. Поэтому говорить о том, что Президент будет в оппозиции, - это а на парадоксах и не более того.
Я думаю, что заявление Катеринчука - это один из очередных шагов позиционирования "Нашей Украины" как основной силы, которая противостоит реваншу Януковича. Но после выборов акценты будут изменяться. Я думаю, что именно после выборов могут начаться серьезные переговоры, в первую очередь в идеологически близких лагерях, но и не исключаю, что в кризисной ситуации могут возникнуть варианты (если будет необходимость) договоренностей между представителями противоположных лагерей".
Виталий Кулик (директор Центра исследований проблем гражданского общества):
"Собственно, Президент не может находиться в оппозиции сам к себе, потому что он глава государства и значительно влияет на формирование исполнительной власти. Даже после политической реформы за ним остаются значительные полномочия. Он не может быть в оппозиции, а скажем, может быть оппонентом Кабинета Министров, который сформируют те политические силы, которые получат большинство в парламенте.
Соответственно, такому Кабмину он сможет оппонировать, однако это также деструктивная позиция: если противоречия между Президентом и Кабмином будут настолько сильны, что можно будет говорить об оппозиции, то работа конструктивной не будет. Мы будем находиться в состоянии перманентного парламентско-правительственного кризиса, что будет отражаться на экономической ситуации и вообще на ситуации в стране. Поэтому, я думаю, что риторика относительно оппозиционности власти самой к себе, должна отойти на задний план, и все же "Наша Украина" должна выступать с более конструктивными предложениями и идеями".
Владимир Полохало (руководитель проекта "Политическая мысль"):
"Заявление Катеринчука какое-то странное, нелогичное и неаргументированное. Есть реальная перспектива, не совсем благоприятная и оптимистичная именно для блока "Наша Украина" - занять третье место на этих выборах. Это будет означать, что инициатива формирования парламентского большинства и, соответственно, правительства будет выходить не от "Нашей Украины", а НСНУ будет выбирать, к кому присоединиться: к Партии регионов или к Блоку Юлии Тимошенко, которые, скорее всего, займут первые два места по количеству набранных голосов.
Но Виктор Ющенко остается Президентом еще на четыре года, имеет значительные полномочия, даже в контексте новой Конституции и, конечно, будет оставаться важной ключевой фигурой.
Но вопрос заключается в том - насколько Виктор Ющенко сегодня влияет на саму партию НСНУ, и будет влиять на фракцию "Нашей Украины"? Насколько он контролирует эту ситуацию? Я не исключаю, что позиция влиятельной части "Нашей Украины" может быть одна, а позиция Виктора Ющенко - другая. Противоречия в этом лагере наблюдаются практически с момента образования партии "Наша Украина", а особенно при формировании списков, где позиция Ющенко несколько отличалась от формата окончательного состава списка. То есть, очень много есть свидетельств и признаков того, что некоторые из нашеукраинцев, скорее всего, манипулируют Президентом, и используют его в своих интересах (достаточно вспомнить попытку включить его первым номером в избирательный список "Нашей Украины").
Следовательно, я думаю, что "Наша Украина" может сыграть роль "золотой акции": либо это будет своеобразный "меморандум-2", то есть Партия регионов плюс "Наша Украина" (но образование парламентского большинства и в дальнейшем не исключает, что это будет либо СПУ, либо блок Литвина), либо "Наша Украина"-БЮТ-СПУ. Что касается других конфигураций - tercium non datur, то есть третьего не дано.
Следовательно, главный вопрос заключается в том, насколько сегодня почетный лидер и партия едины, насколько у них близка позиция. Я думаю, что корпоративные, просто прагматические интересы некоторых нашеукраинцев объективно противоречат сегодня виденью перспектив самого Виктора Ющенко. К какой части сегодня принадлежит Катеринчук? К кому он ближе: к Виктору Ющенко или к группе Порошенко-Мартыненко-Бессмертный, сказать тяжело. А исходя из этого тяжело и толковать такие заявления, которых будет чрезвычайно много.
Но, судя по тому, что много нашеукраинцев прибегает к грязным и откровенно манипулятивным технологиям, делают это они в первую очередь из-за фобии третьего, а не первого или второго номера в списке победителей в будущем парламенте".
КИД