Сначала были дорогие городские особняки, потом – футбольные клубы. Теперь русские рубли, вывозимые в Западную Европу, вкладываются в рынок ка.
Фирмы из Москвы и других российских регионов, производящие или продающие ь, потихоньку скупают виноградники, чные заводы и запасы спирта в красивейшем уголке юго-западной Франции, где делают этот знаменитый напиток.
Застрельщиком выступил крупный производитель вина, и и ьных напитков «КиН», приобретший 20 гектаров первоклассных виноградников, завод и запасы чного спирта. Теперь «КиН» имеет офис в Тузаке неподалеку от города к и в текущем году выпускает на рынок свой собственный бренд «Domaine des Broix».
В прошлом году производитель вина и ьных напитков «МВЗ» выкупил в Боннейле у владельцев-норвежцев марку «Jenssen». Помимо производства ка, новые хозяева собираются создать, по их собственному определению, «элитарный курорт для энофилов», где будут принимать туристов и проводить деловые семинары.
Последний на данный момент живой памятник истории французского виноделия, перешедший в руки русских, – это почтенный чный дом «Croizet-Eymard», основанный в 1805 году. Ему принадлежат 59 гектаров первоклассных виноградников в самом центре престижного района Гран-Шампань. Новый владелец – «Русский винный трест», прежде уже куший 22 гектара виноградника Л'Ажассон по соседству.
В у вступают даже частные лица – есть сведения, что один из ведущих российских рестораторов приобрел несколько акров «чных» лоз не глядя, даже ни разу не побывав в этом регионе.
А цены, как и следовало предполагать, бешеные. В лучших районах – таких, как Гран-Шампань и Пти-Шампань – виноградники продаются по 20-25 тысяч евро за гектар.
Но русские видят, что выгода таких вложений очевидна. Производство ка во всем мире процветает, объемы экспорта в Россию резко возрастают: за два года они увеличились на 40%, а за семь лет – на астрономические 600%. Россия, импортирующая 4,8 млн бутылок в год, поднялась на 6-е место среди экспортных рынков для этого напитка. Очевидно, российским фирмам тоже хочется что-то с этого иметь.
Сравните этот факт с результатами недавнего исследования фирмы Euromonitor: оказывается, с 2000 года объемы продаж и, традиционно популярной в России, снизились на 15% – потребители начинают отдавать предпочтение более «возвышенным» напиткам. Отсюда неудивительно, почему российским компаниям так приглянулся изысканный к.
Французы, однако, относятся к происходящему недоверчиво. Хотя русские рубли заманчивы, некоторые из местных бизнесменов опасаются пасть жертвами манипуляций. «к» – такой же охраняемый законом бренд, как «шампанское», но в России некоторые фирмы бодро указывают «к» на этикетках своей продукции, которая, по французским меркам, представляет собой низкопробный . Эта практика – не противоречащая современному российскому законодательству – вызывает массу нареканий среди французских производителей ка.
Теперь последние беспокоятся, что некие беспринципные российские фирмы – не те, которые упомянуты в данной статье – могут воспользоваться своим правом собственности на законное сырье для ка, чтобы под этим флагом продавать все тот же дешевый .
«Есть опасность, что это лишь дымовая завеса для торговли », – признает Ален Филипп, директор местной ассоциации «Национальное межпрофессиональное бюро ка» (Bureau National Interprofessionnel du Cognac, BNIC).
Однако он тут же торопится подчеркнуть, что местные жители в принципе не возражают против того, чтобы русские владели здесь виноградниками и винными заводами.
«Если они инвестируют здесь деньги, чтобы стать нашими партнерами и помочь нам изменить российское законодательство, это будет прекрасно», – говорит он, а затем добавляет, что на переговорах компания «КиН» отметила, что стремится стать «конструктивным партнером».
В любом случае, местный менеджер «КиН» Армен Эганьян, отвечающий за марку «Domaine des Broix», сказал в недавнем интервью, что российским фирмам все равно придется уважать святость бренда «к», как только Россия вступит во Всемирную торговую организацию, что ожидается в самом скором времени. «Все оки на этом рынке должны будут подчиниться международным нормам, добровольно или поневоле», – подчеркнул он.
Наплыв русских уже отразился на жизни региона. Тьерри Верра, прославленный шеф-повар удостоенного звезды «Мишлена» ресторана La Ribaudière, который находится в Бург-Шаранте неподалеку от ка, сказал нашему корреспонденту: «В последние годы мы все чаще видим среди наших посетителей русских. Им особенно нравятся наши блюда, приготовленные на основе ка – они работают в этой отрасли и способны ценить этот напиток».
Другие русские скупают здесь и недвижимость. О том, как изменился за последние годы баланс покупательной способности разных наций мира, ясно свидетельствует следующий факт: великолепный замок XVI века Montchaude под Барбезье, совсем рядом с ком, был куплен российским бизнесменом, чье имя не разглашается, за 8,5 млн евро у прежнего владельца – Его Королевского Высочества Фахада бин Махмуда аль Саида, заместителя премьер-министра Омана.
Между тем во Франции не все встречают российских покупателей с распростертыми объятиями. Когда запущенный, но все же потрясающе красивый замок в Шале на юге Шаранты недавно был выставлен на продажу, некий русский бизнесмен предложил за него 2,5 миллиона евро наличными – гораздо больше, чем за него просили – но авторитетные местные землевладельцы дали ему от ворот поворот.
«Мы не сочли это предложение серьезным», – поясняет мэр города Жан-Клод Деланнуа.
А в некоторых районах юга Франции – популярного среди богатых россиян еще с начала 90-х годов XX века – русские вынуждены арендовать жилье, поскольку недвижимость им не продают. Некоторые местные юристы, судя по всему, обеспокоены источниками доходов россиян и отказываются регистрировать сделки о купле-продаже домов. Ходят также неподтвержденные слухи, что некоторые банки по тем же причинам отказывают им в выдаче кредитов на приобретение недвижимости.
«Это большая жалость, поскольку 99% русских – это предприниматели, занимающиеся вполне законным бизнесом, – говорит один из агентов по продаже недвижимости. – Но нотариусы боятся, что часть денег получена от торговли или другой деятельности так называемой «русской мафии» и что нотариусам, в свою очередь, придется нести за это ответственность по французским законам».
Другой агент уверяет, что русские во всем виноваты сами.
«Я больше не имею дела с русскими: они грубы и дурно воспитаны, – жалуется он. – Не соглашусь с ними работать даже за миллионы».
В ке и окрестностях к русским относятся более терпимо. Для местных жителей это не первая волна наплыва иностранцев.
«Пятнадцать лет назад здесь появились японцы, – вспоминает Тьерри Верра. – Как знать, может быть, еще через десять лет мы с вами будем обсуждать китайцев».
Майкл Стритер
Inopressa