Туркмения, начинающая с 2010 г. поставки газа в Китай, впервые признала, что готова присоединиться и к проекту Nabucco.
У страны "значительные объемы" газа и она готова участвовать в крупных международных проектах — таких, к примеру, как Nabucco, сообщает государственная информслужба TDH со ссылкой на президента республики Гурбангулы Бердымухаммедова.
Туркмения — второй после России экспортер газа, но до сих пор у "Газпрома" была монополия на закупки ее топлива (до 50 млрд куб. м в год). Европа и США не раз говорили о готовности Туркмении поставлять газ для Nabucco. Но сам Бердымухаммедов таких гарантий не давал.
25-летнее соглашение "Газпрома" и "Туркменгаза" подписано еще в 2003 г. Отношения испортились этой весной. Из-за кризиса "Газпром" резко сократил закупки туркменского топлива, в Туркмении взорвался газопровод, страна обвинила в этом "Газпром". Аварию ликвидировали быстро. Но закупки Россия так и не восстановила: камнем преткновения стала слишком высокая цена.
Туркменский ответ "Газпрому"
Ашхабад нашел чем ответить: сначала сорвалось соглашение по трубопроводу Восток — Запад, который должен снабжать газом будущий Прикаспийский газопровод (в сторону России), затем Туркмения договорилась о сотрудничестве с германской RWE (один из участников Nabucco). А в ноябре должен пойти первый газ по новому газопроводу Туркмения — Китай (через Узбекистан и Казахстан), о чем заявил в пятницу гендиректор казахстанского оператора трубы — ТОО "Азиатский газопровод" Беимбет Шаяхметов. Мощность этой трубы — 40 млрд куб. м в год.
Бердымухаммедов и раньше менял позицию, но на сей раз Россия сделала все, чтобы подтолкнуть Туркмению к Nabucco, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: Москва показала, что она ненадежный партнер.
Европа и дальше будет зависеть от российского газа, отмечает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: для ее потребностей нужно пять Nabucco. Но этот проект — символ, которым ЕС раздувает политические амбиции восточных стран. А от этого проиграют и Россия, и Европа. России все сложнее будет договариваться со Средней Азией: нужно будет обещать кредиты, поддержку проектов или отказ от проектов в других странах. А ЕС придется теперь считаться с будущим транзитером газа — Турцией, которая давно мечтает вступить в его ряды. Единственный, кто пока выигрывает, — это Китай, заключает Симонов.
Инф. delo.ua