На одном из склонов едва виднеется среди ветвей деревянная часовенка, построенная над входом в древние монашеские пещеры. Созвучно пейзажу, устремляются к небу купола церквей и колокольни Китаевской пустыни. Духовным источником, питавшим многих христианских подвижников, было, и, молитвами их, остается сегодня Китаево.
Первые поселения в Корчеватом, Китаево, Голосееве появились еще в эпоху меди-бронзы и раннего железного века (III-ІI тыс. до н. э.). К V-VI векам историческая наука относит время возникновения союзов славянских племен, одним из которых был союз полян. Тогда возникло поселение, положившее начало Киеву. Вскоре Киев стал центром Полянского княжества, объединившего славянские племена в единое государство Киевская Русь.
У подножия городища, на противоположном берегу ручья, бегущего со стороны Феофании и впадающего в Днепр, по результатам археологических исследований, в VIII-IХ веках возникло поселение-посад. К ХI-ХIII векам оно растянулось вдоль берега ручья на 1,5 км. и заняло площадь около 40 га. Таким образом, размеры поселения для того времени вполне сопоставимы с масштабами города. Здесь были найдены остатки жилищ, печей, хозяйственных построек, многочисленные фрагменты керамической посуды, женских украшений, изготовленных местными ремесленниками и многое другое, что позволило отнести его к городскому ремесленному типу поселений, а не к сельскому.
Если Китаевское городище после монголо-татарского нашествия ХIII века было разорено и заброшено, то посад у подножия холма не прекращал своего существования.
Часть Киева, определяемая как Верхний город, где располагались княжеский дворец, дома знати и т.п., после нашествия Батыя в 1240 году, была опустошена и долгое время оставалась в запустении. Административный центр фактически переместился с “княжьей горы” к ее подножию – на Подол, где до этого жили лишь купцы и ремесленники. Аналогичная ситуация наблюдается в Китаево: городище на холме, где, по преданию, находился княжеский дворец Андрея Боголюбского, прекращает свое существование после разорения монголо-татарами; вместе с тем, посад продолжает развиваться.
По духовным штатам 1786 года Китаевская пустынь была оставлена за Киево-Печерской лаврой. Именно с этого времени здесь стали поселять престарелых иноков. По размерам и организации в ХIХ – начале ХХ веков пустынь скорее напоминала большой монастырь. Но его старое название “Китаевская пустынь” очень емко отражало историю зарождения монашеской обители в древнем урочище. Оно сохраняется поныне.
Очень трудные годы для обители начинаются с 1917 года. Гражданская война, помимо прочих бед, привела к разгулу грабежа и насилия. В начале 1918 года возле стен Киево-Печерской лавры был расстрелян митрополит Владимир (Богоявленский). Лаврские пустыни, удаленные от города, оказались совершенно беспомощными перед лицом грубой силы. К тому же, в Китаево большую часть насельников составляли глубокие старцы и инвалиды.
В 1930 году вся территория Китаевской пустыни была передана Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства (в 1954 году переименованному в Украинский научно-исследовательский институт садоводства). А в 1933 году обитель вовсе закрыли.
Вторая мировая война превратила древнее урочище в крепость на подступах к Киеву. Здесь, с 8 августа 1941 года проходили кровопролитные оборонительные бои. Линию обороны в Китаево держала 147-я стрелковая дивизия под командованием подполковника С.К.Потехина. После войны о восстановлении пустыни речи не шло.
В 1960-1970-х годах вплотную к ней, на месте древнего посада, стали строить многоэтажные дома. Территория бывшей Китаевской пустыни с монастырскими сооружениями была распределена между различными советскими организациями. Cудьба Китаево всегда беспокоила верующих, профессиональных историков, археологов, краеведов и многих людей, полюбивших это необыкновенное место. Но с 90-х годов начинается духовное возрождение обители. В 1990 году, в день праздника Святой Троицы, под сводами храма прп. Серафима Саровского, после более чем полувекового молчания, раздалось богослужебное пение и вновь засияло множество свечей. Началось возрождение Китаевской пустыни.
Постепенно восстанавливалась хозяйственная жизнь. Удалось наладить производство свечей, открыть швейную мастерскую, начать выпечку хлеба и просфор. В 1999 году появилась иконная лавка. Своими силами, пожертвованиями прихожан монастырь произвел капитальный ремонт в храмах, были установлены новые иконостасы. Совершаются ежедневные Богослужения. Построена деревянная колоколенка, которая созывает на службу и возвещает о светлых праздниках.
kyda.kiev.ua