К началу XIX века в границах Киева сосуществовали три главнейших, но разобщенных друг от друга района. Это был Старый город, Подол и Печерск. На Горе в старом верхнем городе селились преимущественно чиновники и мещане. Подол был заселен торговцами и ремесленниками. А Печерск с Лаврой и Старой крепостью объединял в своих границах монахов и военных. Разумеется, такая градация довольно условная. В те годы за Подолом уже росла Плоская слободка, вблизи Печерской крепости образовались Старая и Новая слободки. Тем не менее, три исторически сложившиеся зоны, – Старый город, Подол и Печерск, – развивались по большей части как изолированные зоны. Главной же транспортной артерией Киева в течение многих столетий оставался Днепр.
В 1800 году Старый город, Подол и Печерск были разобщенными образованиями
Пожар на Подоле в 1811 году
Первые попытки объединить указанные районы в единое целое, видимо, предпринял Андрей Меленский, который с 1799 года являлся городским архитектором Киева. В 1808-1809 годах он разработал проект планировки города, в котором, помимо прочего, было предложено объединить разобщенные районы дорогами, но протрассированы они были криволинейно – с учетом сложного киевского рельефа. Кроме того, в документе отражена попытка улучшить планировку Подола, имевшего беспорядочную систему узких улиц и проездов.
К слову, грязный и старый Подол изменили не архитекторы, а большой пожар в июле 1811 года. За три дня огонь уничтожил весь район, а дым, если верить очевидцам, достигал Козельца и Нежина. Восстанавливали Подол по утвержденному в 1812 году проекту шотландца Вильямса Гесте (правда, сам он называл себя Василием Ивановичем) и Андрея Меленского. На этот раз на вооружение была взята регулярная застройка. Кривые и узкие улочки сгоревшего Подола заменили широкие и прямые магистрали, протрассированные параллельно Днепру, а также перпендикулярные к ним улицы. Помимо этого, Гесте занимался застройкой Печерска и Старого города, вводя и здесь элементы регулярности, несмотря на сложный рельеф, который затруднял упорядочение уличной сети.
Начало строительства новой крепости на Печерске в 1831 году
В 1831 году по утвержденному Николаем I проекту было начато строительство новой Печерской крепости. Строительство, продолжавшееся больше 25 лет, сильно изменило облик города. Дело в том, что киевский генерал-губернатор Дмитрий Бибиков распорядился переселить с места застройки на берега Лыбеди несколько тысяч жителей. И пока росла крепость, которая не выстрелит ни единого раза, в долине Лыбеди росли районы, получившие название Нового Строения и Соломенки.
Одновременно с началом строительства крепости, в 1830-33 годах, специальный комитет во главе с городским архитектором Павлом Дубровским разработал новый план развития города. Он предусматривал увеличение городской территории почти в два раза и, между прочим, за счет междуречья Днепра и Лыбеди, куда Бибиков и переселил тысячи людей. При этом около Золотых ворот был запроектирован университет, а на том месте, где позже в действительности построили университет, был запроектирован кадетский корпус.
План Беретти 1837 года
Строителем университета в 1834 году был назначен профессор петербуржской Академии искусств Викентий Беретти. В 1837 году он переехал в Киев, где принял участие в перепланировке центральной части города и в составлении очередного перспективного плана развития города, который, в отличие от предыдущих, воплотился в жизнь.
Сначала Беретти, как человек, которому предстояло построить в городе университет, ознакомился с планом Дубровского и забраковал его. Взамен Беретти составил собственный. И именно в нем впервые отдельные части города, – Старый Киев, Подол и Печерск, – были по настоящему соединены в целостную структуру. Три исторически сложившихся района архитектор «связал» новыми главными улицами, ставшими в последствие стержнем для планировки города – Крещатиком, Александровской (подольская часть сегодня – ул. Сагайдачного, а печерская – ул. Грушевского) и Большой Васильковской (ул. Красноармейская).
По материалам: «Киев - Историческая энциклопедия» (3 MEDIA, 2000)