— С былинных времен, — рассказывает Дмитрий Лавров, журналист и краевед, с которым мы совершили поход по мистическим местам столицы, — люди считали олицетворением зла Змея Горыныча. Ведьмы, черти, лешие и прочая нечисть издавна «прописаны» в нашем городе.
Традиционным сюжетом в древнейших, языческого происхождения преданиях являлся шабаш ведьм на Лысой горе. Им часто пользовались знаменитые литераторы. Семинарист Хома Брут в произведении Гоголя летал вместе с ведьмой, общался с упырями и их, как бы сейчас сказали, патроном Вием. Ведьма присутствует и в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», только летает не на венике, а на швабре. Более того, Осип Мандельштам в одном стихотворении пишет такие строки: «Как на улицах Киева — Вия ищет мужа не знаю, чья жинка…» Поэт впоследствии узнал эту «жинку». Он взял в жены киевлянку.
Николай Гумилев, муж Анны Ахматовой, прямо признается: «Из города Киева, из города Змиева, я взял не жену, а колдунью…» Как видите, в литературе присутствует внушительное число, так сказать, киевских ведьм — весьма необычных женщин.
Логово Змиево — это вполне конкретное место в Киеве. Расположено оно вблизи больницы имени Павлова. Там, кстати, до сих пор сохранилась Змиева пещера. По легенде победил Змия Кирилло Кожемяка. Церковь на месте его легендарной победы называется Кирилловской в честь христианского святого. Совпадение его имени с именем языческого легендарного персонажа, по-видимому, далеко не случайно.
Шабаши ведьм происходили на Лысой горе. Их в Киеве существует сразу четыре. Одна Лысая гора расположена на правом берегу Лыбеди, при впадении ее в Днепр. Там даже улица есть Лысогорская. Вторая — фактически в центре города, где сейчас заканчивается трасса фуникулера. В древности перед Михайловской горой (на ней стоит памятник княгине Ольге) была возвышенность, именуемая Чертово беремище. Неподалеку располагался монастырь бернадинов, и они жаловались церковному начальству.