Александр Егоров на пресс-конференции заявил, что конфликта с Россией по мясу можно было избежать, если бы ветеринарные службы начали своевременно проводить проверки.
– Российские эксперты утверждают, что Украина заполонила российский рынок второсортным мясом. Вы располагаете данными о масштабах поставок мяса в Россию при участии Украины?
– Доля украинского импорта мяса в структуре всего мясного импорта России составляет 7%. И не более, а то и менее. В основном, мясо идет напрямую в Россию и растамаживается в российских портах. В третьем квартале 2005 года в Россию была завезена 231 тыс. тонн мяса крупного рогатого скота. Бразилия, Аргентина, Австралия - основные страны, которые импортируют мясо в Россию. Бразилия — более 50%. Также основной поток импортной свинины идет из Бразилии. Украинский импорт крупного рогатого скота из той же Бразилии составил всего 5 тыс. тонн. Это порядка 2% от общего российского импорта. Так что делайте выводы, так ли эта ситуация серьезна, как об этом заявляют россияне.
Что касается прямого транзита через Украину в Россию. Цифры мизерные. Его практически нет. Было всего-навсего две поставки, которые шли из Новой Зеландии, прошли множество стран, нигде не были остановлены. Прошли Украину — были все ветеринарные документы, все печати, принятые впоследствии в РФ. Однако позже была команда задержать груз. Эти партии были незначительные — всего по 250 тонн. Одна из этих партий была оформлена через Беларусь как польское мясо.
Кроме того, мне непонятно, откуда вообще взялся термин «мясо буйвола из Бразилии». Буйволов разводят только в Африке и Индии. В Бразилии буйволов нет. Это выдумка.
– Через какие области Украины шли наибольшие поставки импортного мяса и где было больше всего нарушений?
– В Одессе, Ильичевске. Порты — это вообще большая проблема. Потому что наиболее выгодно завозить товар кораблями.
– А в областях, граничащих с Россией?
– Украина получает даже немного больше мяса из России, чем она от нас. Россия, Украина, Беларусь, Молдова — это зона свободной торговли. Все равно будет выгодно завозить мясо в Украину через Россию, через Беларусь и наоборот. Сейчас актуален другой вопрос: мы имеем солидный процент поставок мяса из Беларуси — 10-11%.
– Вам известны результаты проверок российскими экспертами украинских мясоперерабатывающих предприятий?
– Я вам так скажу: я сам когда-то выезжал проверять ряд перерабатывающих предприятий. У них техника — по последнему слову техники, мировые стандарты. Их нечего проверять — там идеальные условия переработки. То, что идет в Россию, идет от серьезных переработчиков. И какую антисанитарию там можно найти? Мне только непонятно, почему в ходе двухнедельных «чисток» таможенной службы по мясу представители нашего мясного бизнеса и словом не обмолвились в прессе, правда это или нет.
– Ранее вы рассказывали о теневых схемах ухода от уплаты таможенных сборов импортеров мяса или легализации мясного импорта при участии судебных органов, самих таможенников. Отслеживала Гостаможня роль в этих процессах ветеринаров?
– Почему на сегодня мы перетасовали свою службу, а ветеринары как работали, так и работают? И передается эта профессия, по-моему, как у царя, по наследству и в пожизненное пользование. Раньше я об этом молчал. Но, наверное, надо уже говорить правду. Я «своих» не прикрываю — они тоже достаточно делают: клепают протоколы, внедряют схемы. Да, сегодня вопрос с ветслужбой сдвинулся с мертвой точки: прокуратура дила ряд уголовных дел в отношении ветеринаров. Но почему раньше этого не было? Ведь ситуацию можно было «разрулить» год, полгода назад.
– В конце февраля вы направили письмо на имя генпрокурора с просьбой рассмотреть подготовленные Гостаможслужбой материалы о нецелевом использовании 3,137 млн. грн. из спецфонда бывшим руководством таможслужбы. Ответ уже получили?
– Так быстро ответ не может прийти. Но в этом деле остается много вопросов. Возможно, бывшее руководство Гостаможни и не принимало решение о выделении этих 3,137 млн. грн. Совету профсоюза таможенных органов Украины, как оно утверждает. Однако оно не могло не знать, куда эти деньги расходовались. Я знаю, на какие цели они были направлены, но сказать сегодня не могу.
Статистика
Импорт мяса животных и домашней птицы в 2005 году составил 260,8 тыс. тонн на сумму $166,5 млн. — 0,7% от общего импорта товаров в Украину. При уменьшении объемов импорта мясных товаров размер налогов и сборов в госбюджет увеличился: 420 млн. грн. по сравнению со 139 тыс. грн. в 2004 году. Легальный импорт мяса (без учета товаров, ввозимых в СЭЗы и ТПР) для использования на внутреннем рынке, вырос в 58 раз
Вера Ткаченко, газета "ДЕЛО"