Повышение цен на мировом рынке стали способствовало появлению большого числа новых проектов расширения мощностей в металлургии. При этом подавляющая часть новых заводов и производственных линий приходится на развивающиеся и страны, что не может не тревожить украинских металлургов — как правило, цель строительства новых объектов заключается либо в сокращении зависимости от импорта, либо в создании экспортных мощностей.
Так, вьетнамская ассоциация производителей стали сообщила, что в 2006-2010 годах ряд государственных и частных национальных компаний намерены инвестировать 920 млн. долларов в создание новых плавильных предприятий по выпуску заготовок. В текущем году вьетнамские производители проката планируют импортировать около 2,5 млн. т длинномерных полуфабрикатов, преимущественно, из Китая и стран СНГ, при том, что собственное производство составит около 1,5 млн. тонн. Вообще, до конца текущего десятилетия во Вьетнаме предполагается существенно сократить закупки импортной стали, поскольку в прошлом году эти операции обошлись местным потребителям почти в 3 млрд. долларов.
На Филиппинах компания Global Steel Philippines реанимировала бездействовавший с 1999 года завод National Steel, полная мощность которого составляет 1,2 млн. тонн горячекатаных рулонов в год. Пока Global Steel Philippines намерена поставлять порядка 80% продукции на экспорт (преимущественно, в страны Юго-Восточной Азии, Индию и Пакистан), но по мере задействования новых мощностей будет стремиться к захвату национального рынка горячекатаных рулонов, вытеснив оттуда 200-300 тыс. тонн ежегодно закупаемой импортной продукции. Правительство Филиппин уже пообещало, что, когда завод повысит мощность, которая пока что не превышает 20% от плановой, пошлины на импорт горячего проката в страну будут увеличены от 3 до 7%.
В Болгарии компания Stomana, один из трех ведущих производителей стали в стране, заказала итальянской компании Danieli строительство нового мелкосортового прокатного стана, который планируется ввести в строй в конце текущего года. После этого производительность предприятия возрастет на 800 тыс. тонн арматуры и катанки в год.
Кроме того, Danieli на прошлой неделе получила еще один заказ — от перуанской компании Aceros Arequipa. Эта фирма, выпускающая 300 тыс. тонн длинномерного проката в год, стремится обзавестись собственной электродуговой печью с МНЛЗ, что, как ожидается, позволит ей расширить производительность до 500 тыс. тонн в год. Правда, строительство там планируется начать только весной 2007 года.
Учитывая то, что в настоящее время идет реализация значительного числа металлургических проектов в Китае, Индии, России, Иране и странах Ближнего Востока, приходится признать, что мировой рынок стали находится накануне широкомасштабной реструктуризации. В одних странах производство стальной продукции возрастет, в других — сократится, изменятся и направления экспортных потоков. Очевидно, уже в не столь отдаленном будущем украинским меткомбинатам нужно готовиться к ужесточению конции.
Оптимизм крепчает
Производителям стальной продукции по всему миру сейчас приходится несладко. Вокруг доает все, начиная от энергоносителей и заканчивая железной рудой и металлоломом. Однако текущее положение отрасли отнюдь е безнадежно: у предприятий металлургического сектора по всему миру крепнет уверенность в том, что увеличение затрат можно будет перенести по цепочке на потребителей. Цены на стальную продукции продолжают подниматься, а ожидания на начало второго квартала выглядят вполне благоприятными.
В настоящее время зонами наиболее быстрого роста являются Восточная Азия и Западная Европа. Китайские компании продолжают взвинчивать цены, по мнению многих наблюдателей, уже выходя за пределы разумного. Так, предложения по поставкам горячекатаных рулонов по 440-460 долларов за тонну FOB, поступавшие на прошлой неделе, по словам аналитиков, уже вызывали сопротивление со стороны потребителей, не довольных, что стоимость стальной продукции растет так быстро (за последний месяц она подскочила на 70-100 долларов за тонну). Текущие цены на горячий прокат в регионе составляют порядка 450-480 долларов за тонну CFR, при этом, котировки российской, китайской, корейской и латиноамериканской продукции, примерно, одинаковы. Холоднокатаные рулоны достигают 580-600 долларов за тонну CFR .
Более оправдано, по мнению экспертов, подоание слябов. Латиноамериканские полуфабрикаты уже достигают 380-400 долларов за тонну C&F при поставках в страны Восточной Азии, хотя большинство предложений на экспорт российских или китайских слябов балансирует на уровне около 350 долларов за тонну FOB. Спрос на данную продукцию резко возрос в связи с недавней аварией на доменной печи бразильской компании CSN и остановкой на ремонт сразу двух печей совокупной мощностью 7,7 млн. тонн в год на головном заводе компании Posco. Цены на заготовки растут более равномерно, достигая 380 долларов за тонну C&F в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.
Европейские производители листовой стали воспользовались тем, что к началу весны запасы готовой продукции у потребителей сократились до минимума. Спрос на прокат в регионе очень высокий, что облегчает металлургам задачу по подъему цен. Горячекатаные рулоны местного производства подоали на прошлой неделе уже до 400-440 евро за тонну ex-works, прибавив с начала месяца около 20 евро за т, холоднокатаные превышают 520 евро за тонну ex-works . При этом, компании отрасли не отказываются от нового подъема цен в апреле.
Компании из-за пределов ЕС, поставляющие стальную продукцию на европейский рынок, также поднимают котировки. В частности, турецкая Erdemir продает горячекатаные рулоны уже по 440-470 долларов за тонну FOB, стоимость аналогичной российской продукции достигает 420-440 долларов за тонну FOB. В целом европейские источники указывают импортные цены на горячий прокат в пределах 380-410 евро за тонну C&F, а на оцинкованную сталь — 560-590 евро за тонну C&F.
Китай идет ва-банк
В переговорах по заключению годовых контрактов на поставки железной руды китайская компания Baosteel, представляющая интересы всей металлургической отрасли страны, бросила на весы самую тяжелую гирю — поддержку со стороны государства. На прошлой неделе Министерство торговли Китая и Национальная комиссия по реформам и развитию выступили с совместным заявлением, в котором назвали дальнейшее повышение цен на железорудное сырье недопустимым, а также обвинили крупнейших его поставщиков — компании CVRD, BHP Billiton и Rio Tinto — в злоупотреблении своим монопольным положением и завышении цен.
Как отмечают специалисты, это заявление значительно затруднило процесс переговоров, так как, фактически, отрезало китайцам путь к отступлению. В то же время, отраслевые эксперты однозначно сходятся в том, что в этом году цены на руду по годовым контрактам должны быть повышены на 10-20%. Из-за более значительного, чем ожидалось, роста потребления (причем, в основном, со стороны Китая) дефицит сырья, возникший еще в 2004 году, пока не удается покрыть. По данным за первые два месяца текущего года, производство стали в Китае продолжает увеличиваться на 14-15% по сравнению с прошлым годом и может достигнуть 380-390 млн. т при соответствующем расширении потребностей в импортной железной руде. Ранее китайские переговорщики называли снижение темпов роста в национальной металлургической промышленности до около 10% в текущем году основным фактором, оправдывающим сохранение прошлогодних цен на сырье.
Участники рынка резко критикуют китайский подход к делу, называя вмешательство со стороны государства недопустимым произволом над свободными рыночными силами. В принципе, текст заявления, опубликованный на китайском правительственном сайте, был снят оттуда в тот же день, но каких-либо изменений позиции китайской стороны пока не зафиксировано. Индийские компании, предложившие на 2006/2007 финансовый год повышение цен на руду на 5-8%, пока остались без ответа. Возможно, ситуация на рынке сможет проясниться только после визита китайского премьера Вэня Цзябяо в Австралию в апреле.
Цены на металлолом на прошлой неделе продолжали увеличиваться. Стоимость лома 3А из СНГ при поставках в Турцию составляла 235-245 долларов за тонну C&F, доходя в других странах Средиземноморья до 255 долларов за тонну C&F. В Восточной Азии аналогичный материал котируется на уровне 240-255 долларов за тонну C&F при достаточно высоком спросе.
Виталий ШИМКОВИЧ
Инф. Ukrrudprom