На прошедшей неделе делегация Минэкономики во главе с министром Арсением Яценюком отстаивала в Брюсселе интересы украинских трубников. В частности, в Еврокомиссию был направлен 15 страничный документ, в котором оспаривались причины антидемпингового расследования. Вполне возможно, что в случае сохранения подобных торговых барьеров министерство примет симметричные меры относительно к товарам из ЕС.
Антидемпинговое расследование относительно импорта российских, украинских, румынских и хорватских бесшовных труб в ЕС было ждено 31 марта прошлого года по жалобе европейских производителей. В середине марта 2006 г. стало известно, что Еврокомиссия намерена ввести ограничительных мер на поставки этой продукции до 1 мая текущего года (в крайнем случае – до 30 июня). Вполне очевидно, что введение таких мер фактически будет означать закрытие европейского рынка для украинских производителей.
Примечательно, что в данном расследовании все виды и типы бесшовных труб определены Еврокомиссией как «единый продукт», взаимозаменяемый в применении. И ее утверждение о том, что «нарезные трубы, а также трубы нефтяного сортамента могут быть трансформированы в трубы, соединяемые посредством сварки, путем простой операции удаления (резьбы)», по меньшей мере неразумно. Получается, что украинские заводы будут производить дорогостоящую трубную продукцию, производить на ней нарезку резьбы, а затем на территории ЕС срезать эту резьбу и продавать трубы по низким ценам себе в убыток.
Тем не менее, под действие пошлин попадают разные виды трубной продукции: механические трубы, трубы, используемые в строительстве, водо-, газо- и нефтепроводные трубы, а также специальные и дорогостоящие виды продукции - бурильные, обсадные и насосно-компрессорные трубы, используемые при разведке и эксплуатации нефтяных местодений. После признания Украины в ноябре прошлого года страной с рыночной экономикой, ее товары должны были бы освобождаться от всех пошлин, но оказалось, что все не так просто, и в ЕС наши трубы никто не ждет. Заметим, что в отчете Еврокомиссии цены на электроэнергию и природный газ в Украине в ходе данного расследования определены как нерыночные (тогда как в отношении России нерыночной определена только цена на газ).
Обычной в мировой практике фискальной пошлиной считаются ограничения в 10-12%, при этом уже при 12%-й пошлине предприятия не могут осуществлять прибыльные поставки. В то же время, предлагаемые окончательные тарифные барьеры составляют для «ЮТиСТа» - 28,2% (на его продукцию введена 55%-ную пошлину и Россия), для «Нико Тьюб» и Нижнеднепровского трубопрокатного завода - 27%. Мало того, по мнению А.Яценюка, обвинения в демпинге – беспочвенны, так как «украинские трубы продавались на 22% дое российских».
Действительно, предпринятые со стороны ЕС шаги по защите своих производителей нельзя назвать не только аргументированными, но и эффективными, поскольку освободившийся сегмент недорогих труб все равно займут производители продукции из третьих стран (например, Китай), ведущие агрессивную политику на европейском рынке
Также стоит отметить, что в ЕС поставляется только около 11% производимых в Украине бесшовных труб, и объемы экспорта снижаются с каждым годом. Так, в 2002 г. на европейский рынок поставлено 129 тыс. т, в 2005-м – менее 90 тыс. т. Впрочем, с введением пошлин отечественные производители труб скоро смогут этот рынок потерять совсем. По оценкам "Укртрубопрома", в результате таких мер еврокомиссии ущерб для трубной подотрасли Украины может составить не менее $100 млн. в год. Эти факты дают основания расценивать европейские пошлины как одни из самых жестких, предлагаемых Брюсселем.
Таким образом, в этом году отечественных производителей труб мало что радует: повышение цены на газ, повышение цен на сырье вызвали рост стоимости продукции, а, следовательно – снижение контоспособности. Но несмотря на проблемы, украинские трубные предприятия в январе-феврале 2006 г. увеличили производство труб на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. - до 322 тыс. т. Это связано с благоприятной конъюнктурой на внешних рынках, что позволило диверсифицировать рынки сбыта труб. Но в дальнейшем эти производственные показатели могут ухудшиться из-за введения ограничительных мер состороны ЕС.
На фоне таких неприкрытых лоббистских усилий Еврокомиссии вполне возможно, что европейские производители других видов металлопродукции захотят установить аналогичные пошлины, несмотря на предоставление Украине «рыночного» статуса и вступления в ВТО. И поэтому понятно желание А.Яценюка доказать, что формальный статус и практические преференции должны совпадать, а не только декларироваться. Положительным фактом является то, что наше министерство начинает действовать так, как будто уже Украина вступила в ВТО: участие в мировом торговом клубе позволяет принимать антидискриминационные меры по отношению к европейским товарам на аналогичную сумму, собираемую пошлинами на трубы.
Богдан Морозов
Инф. UGMK