Цена на бензин уже в ближайшее время может вырасти на 20%. Такой прогноз прозвучал из уст секретаря Совета национальной безопасности и обороны Анатолия Кинаха. «Думаю, что 5 грн. будет. Может около этого», — сказал он. Кинах заверил, что ситуация на рынке нефтепродуктов контролируется. Но тут же оговорился, что административного регулирования цен опасаться не стоит.
Первые признаки дестабилизации на розничном рынке нефтепродуктов в Киеве и других крупных городах Украины отмечены на прошлой неделе. Рост цен составил
2-2,5% (10-15 коп.). Опрошенные источником участники рынка считают, что данная тенденция сохранится и в ближайшее время.
Сырая нефть доает
«Собственники украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) уже готовятся к повышению закупочных цен на нефть в июне. Ни для кого не секрет, что идет мониторинг крупнооптовых цен, — говорит Виктор Леуш, руководитель отдела маркетинга Торгового дома «Континиум-Галичина», подконтрольного Игорю Еремееву. — Любое их повышение обязательно отразится на рознице. Прогнозировать ближайшее подоание несложно. Цена бензина на АЗС — это оптовая цена плюс рентабельность заправок в среднем 15%».
Уверен в подоании и президент «НК «Альянс-Украина» Петр Мирошников. «Цены на нефтепродукты будут расти при условии роста цен на нефть. А стоимость нефти — главный фактор, влияющий на ценообразование. Он на 85% определяет стоимость топлива, — подчеркивает он. — Мы прогнозируем увеличение цены еще на 2-2,5%».
В компании «ТНК-ВР Украина» подоание нефтепродуктов в стране называют логичным и связывают его с ситуацией на мировых рынках нефти. «Украину ждет устойчивая тенденция к росту оптовых и розничных цен. Мы прогнозируем поступательное, плавное повышение», — отмечает пресс-служба «ТНК-ВР Украина». Осложнит жизнь отечественных НПЗ и запланированное правительством России на 1 июня очередное повышении экспортной пошлины на нефть на 7,2% — до $199,9 за тонну.
Главное отличие повышения цен в текущем сезоне от весенних нефтяных кризисов предыдущих лет — минимальное влияние сезонного фактора. На протяжении всего периода посевной (по данным Минагрополитики, уже засеяли 85% яровых от запланированного), несмотря на увеличение спроса на топливо, удалось избежать ажиотажа вокруг цен на него. «Подоание нефтепродуктов, которое наблюдается в Украине в последнее время, определяется не сезонным фактором, а удоанием нефти на мировом рынке. Оно продолжает подталкивать вверх стоимость топлива», — комментируют ситуацию в «ТНК-ВР Украина».
Еще одним фактором, провоцирующим рост цен, является неуклонное сокращение производства на украинских НПЗ. Экс-глава «Нафтогаза Украины» Юрий Бойко обращает внимание на падение отечественной нефтепереработки примерно на 30% в первом квартале по сравнению с первым кварталом прошлого года. Это, по его мнению, следствие непродуманной политики отмены ввозных пошлин на нефтепродукты.
Правительство поможет
Прийти на выручку нефтепереработчикам обещал Кабинет Министров. В частности, министр экономики Арсений Яценюк во время последнего заседания правительства заявил о возможном введении пошлин на импорт нефтепродуктов. «Стимулирующие импортные ввозные пошлины нужно вводить. Но они не должны превышать 20-25 евро за тонну», — считает министр.
Правда, в Минэкономики не подтвердили информацию о подготовке законопроекта о введении пошлин. Собственники украинских НПЗ благосклонно относятся к этой идее, отмечая эффективность ввозных пошлин для саморегуляции рынка.
«Сегодня ни одно из отечественных предприятий не может конкурировать с российскими НПЗ, — уверяет Петр Мирошников. — Ведь при импорте нефти из России украинские производители платят экспортную пошлину на нефть (импорт нефтепродуктов пошлиной не облагается). Введение пошлин на импортируемые нефтепродукты должно создать равные условия для всех участников рынка».
Предыдущая попытка парламентариев повысить пошлины на ввозимые нефтепродукты, предпринятая в декабре 2005 года, закончилась ничем. Законопроект разрабатывался при активном участии Игоря Еремеева. Он предполагал снижение акцизного сбора на нефтепродукты и повышение пошлин на их импорт на 30-55 евро.
Геннадий Кобаль, газета "ДЕЛО"