Сегодня правительство и нефтетрейдеры собираются подписать меморандум о ценах на топливо: бензин А-95 будет стоить не дое 4,7 грн./л, дизтопливо — 4,1 грн./л. Документ обяжет нефтяников не провоцировать дефицит на украинском нефтерынке и не поднимать цены на топливо выше оговоренного уровня. Если меморандум будет подписан, временное ограничение цен на нефтепродукты будет зафиксировано на уровне, который по требованию правительства действовал на прошлой неделе. В частности, бензин А-95 будет стоить не дое 4,7 грн./л, дизельное топливо — 4,1 грн./л....
В свою очередь правительство готово взять на себя обязательства по поддержке отечественных нефтепереработчиков. В частности, Кабмин обещает пролоббировать принятие закона о повышении импортных пошлин на нефтепродукты.
Парламентарии в курсе готовящихся предложений нового Кабмина. Как сообщил представитель БЮТ, бывший министр экономики в правительстве Тимошенко Сер Терехин, если подобный законопроект будет внесен, его фракция не будет за него голосовать. По данным депутата, даже при действующем уровне акцизного сбора рентабельность предприятий, которые занимаются торговлей нефтью и нефтепродуктами, составляет не менее 200%. «Целью подобного законопроекта является предоставление российским нефтяным компаниям возможности получать сверх-прибыли», — уверен Терехин.
С некоторыми пунктами меморандума, по имеющейся информации, также не согласен менеджмент крупнейшей отечественной нефтедобывающей компании «Укрнафты» (42% компании контролирует группа «Приват»). В пятницу председатель правления «Укрнафты» Игорь Палица заверил, что цены на нефтепродукты в Украине стабилизировались, из чего следует, что рынок не нуждается в дополнительном регулировании. По словам Палицы, «Укрнафта» закупила нефтепродуктов на несколько месяцев вперед. «Тенденции к повышению цен на нефтепродукты нет», — уверяет топ-менеджер. Пресс-секретарь «Укрнафты» Ярослав Бурч подтвердил, что компания закупила 160 тыс. тонн бензина А-95.
В то время как некоторые отечественные нефтяники сомневаются в целесообразности подписания меморандума, российское нефтяное лобби готово к диалогу с украинским Кабмином. «К предложениям правительства и ко всем его шагам мы относимся с пониманием. Все действия Кабинета Министров являются абсолютно обоснованными», — говорит руководитель отдела общественных связей компании «ЛУКОЙЛ-Украина» Валерий Рясик. Он сообщил, что предложения украинского правительства были тщательно изучены московским руководством ЛУКОЙЛа. Более того, ожидается, что для подписания меморандума с украинским правительством в Киев прибудет президент компании Вагит Алекперов.
«Подписание меморандума повлечет за собой ряд серьезных позитивных изменений: в первую очередь у отечественных нефтепереработчиков появится стимул к наращиванию объемов производства, что позитивно скажется на ВВП Украины», — уверен аналитик Центра энергетических исследований Константин Бородин.
На сегодняшний день тенденция к сокращению переработки нефти в Украине сохраняется. В 2004 году украинские НПЗ переработали около 21 млн. тонн сырья, в 2005 — 17 млн. тонн, в текущем году, по предварительным прогнозам, этот показатель составит около 14 млн. тонн.
Борьба с нефтяным импортом
17 мая 2005 года Верховная Рада приняла закон о снижении акцизов и отмене пошлин на импорт светлых нефтепродуктов и дизтоплива, чтобы стимулировать их ввоз в страну. Закон установил нулевую ставку ввозной пошлины на высокооктановые бензины и на дизтопливо. 15 декабря минувшего года Рада приняла в первом чтении законопроект, предлагающий повысить ставки ввозной пошлины на нефтепродукты и снизить ставки акцизного сбора на ряд бензинов. Документ разработали Игорь Еремеев и Игорь Насалик. Законопроект, в частности, предлагал поднять ставки ввозной пошлины на нефтепродукты до 50-55 евро за тонну. Однако в целом этот закон не был принят.
Автор: Владимир ДРАБЧУК, газета "ДЕЛО"