Чтобы соблюсти нефтяные интересы Кремля, правительство остановило разработку местодений Прикерченского участка
Подписание соглашения о разделе продукции Прикерченского участка глубоководного шельфа между Кабмином и американской Vanco Energy Company отложено. Официальной причиной называется неурегулированность одного из главных условий соглашения — объемов продукции, которые будет получать каждая сторона. В действительности же, как утверждают люди сведущие, проблема куда серьезней. Высшие эшелоны власти снова увлеклись лоббированием российских нефтяных интересов.
На прошлой неделе председатель совета директоров Vanco Energy Company (Хьюстон, США) Джин Ван Дайк, пытаясь спасти честь и деньги своей компании, провел переговоры с министром топлива и энергетики Юрием Бойко. В Vanco заявили, что визит господина Ван Дайка в Украину был вызван необходимостью проинформировать украинские власти о ходе реализации инвестиционного проекта и согласовать с правительством график работы над соглашением о разделе продукции. Реально же проект американской компании по добыче нефти на Прикерченском участке не находит поддержки нового правительства, а переговоры о его подписании находятся под угрозой срыва, поскольку позиции обеих сторон остаются кардинально противоположными. Американцы предлагают оставлять себе 70% добытой продукции до возвращения компанией вложенных средств и 50% — после их возврата. В правительстве же считают эти требования слишком завышенными и переводят разговор в иное русло. Теперь в Минтопэнерго и Минприроды (их представители составляют костяк комиссии по организации заключения и выполнения соглашений о разделе продукции) дают понять, что делают ставку на иных претендентов на разработку шельфа. Глава Минтопэнерго Юрий Бойко уже высказался за то, чтобы приоритетное право на разработку нефтегазовых местодений на шельфе Черного и Азовского морей имели государственные компании. Министерство охраны окружающей среды заняло еще более жесткую позицию. По словам министра Василия Джарты, в ближайшее время его ведомство намерено инициировать проверку выполнения условий конкурса на разработку Прикерченского участка шельфа Черного моря компанией Vanco International Ltd., поскольку, по его мнению, она не выполняет изначально оговоренных требований.
Vanco International Ltd, входящая в структуру Vanco Energy, в марте этого года победила в конкурсе на разработку Прикерченского шельфа. Тогда предложения компании показались правительству Юрия Еханурова наиболее интересными, и американцы даже успели подать свой вариант договора на согласование с межведомственной комиссией по организации заключения и выполнения соглашений о разделе продукции. Но комиссия, состав которой радикально изменился после назначения нового правительства, сегодня уже совсем по-другому оценивает перспективы сотрудничества с Vanco. Камнем преткновения в отношениях правительства и техасской компании стало предполагаемое распределение продукции. В представленном Vanco проекте соглашения иностранные инвесторы получают 70% добываемой продукции, а украинская сторона — оставшиеся 30%. Опасения украинских чиновников вызывает и намерение Vanco уступить ину своей доли в Прикерченском проекте инвестиционной компании JNR Eastern Investment Ltd. (управляет активами семьи Ротшильда). По мнению комиссии, такой шаг свидетельствует об ограниченном собственном инвестиционном потенциале Vanco. Хотя козырей у компании немало. Vanco — одна из немногих компаний, владеющих технологиями глубоководного поиска и добычи нефти и газа, в настоящее время добывает нефть в шести африканских странах. К тому же она собирается вложить в украинский проект достаточно солидные суммы: по словам Джина Ван Дайка, в разведку Прикерченского участка планируется инвестировать не менее $100 млн, а в добычу — до $3 млрд.
В Минтопэнерго по-иному видят будущее добычи углеводородов на шельфе и намерены предоставить право на разработку НАК «Нафтогаз України» и его дочернему предприятию «Чорноморнафтогаз». Таким образом, добытый газ и нефть не придется делить с иностранными компаниями. Эта идея не выдерживает никакой критики. У наших компаний нет опыта глубоководного бурения и необходимой для этого техники. Две самоподъемные плавучие буровые установки, которыми владеет «Чорноморнафтогаз» (единственное предприятие, осуществляющее добычу на украинском шельфе), позволяют производить бурение и добычу на глубине не более 80 м, а большинство перспективных местодений находятся на глубине до 2 тыс. м. Несмотря на это, в «Нафтогазе України» уже определили механизм, по которому госкомпании смогут самостоятельно приступить к освоению шельфа. НАК собирается за собственные средства провести сейсмические исследования и оценку запасов. Аудит разведанных запасов намерены заказать одной из иностранных компаний, что даст возможность «Нафтогазу» осуществить займы под привлечение иностранных компаний, которые и будут вести добычу.
Экспертов такой план смущает. «Нафтогаз» не имеет возможности самостоятельно оценить запасы местодения, поскольку не обладает необходимым ресурсом. Вопросы вызывает и предложение привлечь огромные кредиты под залог активов украинского нефтяного монополиста, если по условиям о разделе продукции инвестор профинансирует работы в обмен на часть добываемой нефти. Странные планы двух министерств служат лишь для того, чтобы попросту застопорить проект добычи нефти на шельфе, который явно невыгоден России. Ведь эти местодения имеют запасы легкой каспийской нефти, которая качественнее российской.
Михаил Боднар, «ДС»