Верховная Рада приняла, а Президент Украины подписал Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования финансовых механизмов осуществления инвестиций в строительство жилья". О том, почему указанные нововведения являются сомнительными и могут помешать выходу рынка из сложившейся кризисной ситуации, рассказывает адвокат ЮФ "Василь Кисиль и партнеры" Наталия Доценко-Белоус:
Принятый Закон направлен на уничтожение финансово-кредитных механизмов в строительстве и застройщиков, которые вынуждены эти механизмы применять. Подтверждением этому являются положения (нововведения) Закона, согласно которым, в частности, внедряются дополнительные разрешительные процедуры в виде обязательной регистрации в Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСК) и публикации проектной декларации. Предложенное нововведение идет явно в разрез с декларируемым принципом об упрощении и удешевлении разрешительных процедур в строительстве.
Проблемный возврат средств
Закон предусматривает, что, в случае нарушения сроков строительства, определенных в проектной декларации, доверитель приобретает право на досрочный выход из фондов финансирования строительства (ФФС) с возвратом всех вложенных средств в течение 15 календарных дней (дополнение к статье 18 Закона).
Для большинства застройщиков, которые были вынуждены временно приостановить реализацию строительных проектов, данная норма станет началом конца, поскольку удержать доверителей от соблазна выйти и вернуть вложенные средства, за которые в ближайшее время можно будет приобрести недвижимость другого класса, стало проблематично.
Однако при отсутствии свободных средств у застройщика их возврат станет невозможным, и это приведет к паническим настроениям и возбуждению дел о неплатежеспособности застройщиков. В конечном итоге обесценившиеся объекты с обременением в виде кредиторов будут приобретаться за бесценок не доверителями, а заинтересованными стратегическими инвесторами.
Необъяснимым остается тот факт, почему именно для ФФС разрешен досрочный выход доверителей, в то время как выход инвесторов из остальных механизмов был запрещен с 14 января 2009 года в связи с вступлением в силу Закона N800 от 25 декабря 2008 года.
Управитель всегда прав
Согласно Закону, застройщики обязаны уведомлять управителей ФФС обо всех обязательствах, принятых перед третьими лицами, а также предоставлять управителю регулярную отчетность. В случае, если застройщик в пятнадцатидневный срок не возвращает средства управителю (по его требованию) в связи с уменьшением подтвержденного объема заказа, управитель вправе обратить взыскание на имущество застройщика (дополнение к статье 16 Закона).
На наш взгляд, доверители в ближайшей перспективе смогут оценить весь рейдерский потенциал фондов финансирования строительства, усовершенствованный в связи с принятием указанного Закона.
Застройщиком, создающим ФФС при участии управителя, может быть лицо, не имеющее прав на земельный участок, но имеющее лишь договор с землепользователем. Соответственно, в этом случае все гарантии доверителя будут поставлены в зависимость от действительности указанного договора, с которым доверителей не предполагают ознакомить.
Согласно нормам нового Закона, не только выход, но и вход в ФФС для доверителя стал платным. А это значит, что инвесторам придется оплатить 5% вознаграждения управителю (изменения к статье 21 Закона).
Кроме того, управитель ФФС получил право в одностороннем порядке откреплять доверителя от объекта инвестирования за нарушение договора об участии в ФФС. Управитель не несет ответственности своим имуществом за управление привлеченными средствами.
Законом сняты ограничения на средства доверителей, пребывающие в управлении у управителя, а также на количество объектов, финансирование которых может осуществляться через один ФФС.
В случае возбуждения дела о неплатежеспособности застройщика, доверители лишены права на вступление в процесс в качестве кредиторов для защиты своих прав, этим правом (но не обязанностью!) обладает только управитель.
На доверителей возложили дополнительную финансовую нагрузку в виде обязательного страхования имущественных рисков. Наступление имущественных рисков гораздо менее вероятно, чем наступление финансовых рисков, о страховании которых многие говорят как о надежном способе защиты интересов инвесторов строительства. Возможно именно потому, что имущественные риски маловероятны, их страхование и сделали обязательным для реанимации страховых компаний.
Выводы
Закон в некотором смысле является уникальной законодательной попыткой усовершенствовать правовой и финансовый статус управителя, путем ущемления интересов доверителей и застройщиков. Управителю гарантировали финансовую стабильность в период кризиса за счет расширения оснований для получения вознаграждения (от застройщика, от доверителей за вход, выход и замену объекта инвестирования и т.д.)
В случае вступления в силу данного Закона мы вынуждены будем спустя год повторить опыт Российской Федерации, запретившей в конце 2008 года продажу жилья на этапе строительства.
Кризис - не лучшее время содержать армию финансовых посредников за счет покупателя (доверителя) и продавца (застройщика).
Наталия ДОЦЕНКО-БЕЛОУС
Инф. liga.net