• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • Политическая жизнь Армении
  • Украинско-армянские отношения
  • Культура и искусство Армении
  • RSS feed
  • Армяне в Каменце-Подольском - Часть 1
    Опубликовано: 2014-02-10 16:04:41

    До впадения в Днестр река Смотрич делает множество изгибов, один из которых охватывает небольшой город, построенный на высоких утесах и получивший по местности свое название — Каменец-Подольский 49. Этот красивый украинский город сыграл исключительную роль в жизни Восточной Европы. Глубокое ущелье реки Смотрич, мощные крепостные стены в течение многих веков делали Каменец неприступным для иноземных захватчиков. Этот город-крепость, удачно расположенный на оживленных торговых путях, был важным звеном в длинной цепи восточноевропейской транзитной торговли.

    Каменец сыграл важную роль в истории армян. Почти пятьсот лет в этом городе существовала многолюдная армянская колония, которая имела привилегию внутреннего самоуправления, пользовалась доброжелательным отношением владетелей подольской земли и искренней симпатией местного населения. Армяне Каменца занимались торговлей и ремеслами, некоторые из них служили в государственных учреждениях в качестве дипломатов, переводчиков и таможенных чиновников. Было немало знатоков военного дела, которые при необходимости становились в ряды защитников города.

    Время возникновения армянской колонии в Каменце до сих пор точно не установлено. В грамоте, приписываемой князю Феодору Дмитриевичу, как указано выше, название этого города не упомянуто, и предположение о существовании армянской колонии в Каменце в XI в. лишено всякого основания. Точно не установле-

    _____________________________

    49 По-украински пишется «Кам'янець-Подiльський», по-польски — «Kamieniec-Podolski». В армянских источниках это название встречается в формах «Камэниц», «Камениц», «Гамениц».

    [стр. 53]

    на даже дата основания города. Поначалу некоторые исследователи предполагали, что в русских летописях название Каменца впервые упоминается в 1196 г., однако впоследствии, благодаря исследованиям проф. Барсова, Н. Дашкевича и И. Шараневича выяснилось, что сведения эти относятся не к Подольскому, а к Волынскому и Литовскому Каменцам50.

    В последнее время, благодаря археологическим раскопкам, проводимым в Каменце на территории Старого города, в крепости и других местах, раскрыты культуры эпохи бронзы и раннего железа. Выяснилось, что во II—VI вв. Каменец был населен племенами Черняховской культуры. На левом берегу реки Смотрич, недалеко от так называемой Гончарной башни, а также в северо-западной части Старого города были обнаружены следы славянского поселения IX—X вв. Историки пришли к выводу, что существовавшее здесь поселение в XI—XII вв. превратилось в феодальный город51. Таким образом выяснилось, что Каменец намного древнее, чем до сих пор считалось, и последнее слово по этому вопросу за археологами.

    По преданию первые армянские переселенцы, добравшиеся до Подолии, поселились в селах Великие Армяне52 и Малые Армяне53, раскинувшихся на берегах Смотрича, и через некоторое время переселились в Каменец-Подольский. Эти села находились недалеко от оживленного торгового пути, связывавшего Молдавию с Польшей и Украиной, и имели благоприятные климатические условия. Рядом с селами, построенными на небольших холмах, протекала река Смотрич, вокруг раскинулись плодородные пашни и тучные пастбища, а близлежащие леса снабжали строительным лесом и топливом. Окружающие холмы и возвышенности защищали местность от сильных ветров54.

    Из-за отсутствия первоисточников мало что известно об этих селах и их древнейших жителях, а сохранившиеся сведения основаны главным образом на устных преданиях и легендах. Е. Сецинский пишет, что село Великие Армяне первоначально находи-

    _____________________________

    50 Е. Сецинский, Город Каменец-Подольский, стр. 6.
    51 Iсторiя мicт i сiл Укр. РСР, Хмельницька обл., стр. 297—298.
    52 Село Великие Армяне называлось также Ормяне, Вармяне, Вирмены Велики. Ныне находится в Каменец-Подольском районе Хмельницкой области Укр. ССР. В 1947 г. было переименовано в Великозалесье. По-украински пишется Великозалiсся (Великi Вiрмени), по-польски — Ormiany.
    53 Малые Армяне назывались еще Ормянки, Вирменки, Вирмянски Хутора. Находится в том же районе. В 1947 г. переименовано в Малозалесье. По-украински пишется Малозалiсся (Малi Вiрмени), по-польски — Ormianki.
    54 Е. Сецинский, Приходы и церкви Подольской епархии, Каменец-Подольский, 1901, стр. 428.

    [стр. 54]

    лось на западном берегу Смотрича, где были обнаружены осколки черепицы и кирпича, а также остатки кладбища — хачкары (крестные камни), только без надписей55. Недалеко от Великих Армян обнаружены следы раннеславянских поселений Черняховской культуры56.

    Древнейшее письменное свидетельство об этих селах относится к 1493 г. Согласно спискам, составленным в этот период, в селе Армяне было всего 10 дворов57. В середине XVI в. это село принадлежало Радецким. В начале следующего столетия Мартин Радецкий подарил его каменецким иезуитам, чтобы на получаемые доходы содержать школу при иезуитском монастыре, открытую для детей шляхтичей58. Школа эта начала действовать в 1610 г.59 После упразднения иезуитского ордена (1773 г.) село было продано частным лицам60.

    Основание этих сел, как мы отметили выше, предание связывает с первым появлением армян на подольской земле. Основываясь на материалах подобного рода, Т. Крусиньский пишет, что села Армяне и Армянки были основаны после 1062 г.61, но все другие авторы считают, что армяне обосновались здесь в XIII в. М. Балиньский и Т. Липиньский утверждают, что переселившиеся в Польшу армяне первоначально обосновались в этих местах, и произошло это в XIII в.62 По мнению А.-Ю. Ролле, эти села даровал армянам галицкий князь Лев Данилович в 1280 г. за оказание ему услуги63. С. Баронч также считает, что села эти основали армяне-переселенцы в XIII в., однако неизвестно, имели они свою церковь и своего священника или нет64.

    В польском географическом словаре, в статьях, посвященных деревням Армяне и Армянки, повторяется мнение об основании их в XIII в.65

    Ничего не известно о переселении армян из этих сел в Каменец. В статье Е. Партыцкого «Армяне на Руси», опубликованной в львовском журнале «Зоря» (статья без подписи), сказано,

    _____________________________

    55 Е. Сецинский, Исторические сведения..., стр. 195.
    56 Iсторiя мicт i сiл Укр. РСР, Хмельницька обл., стр. 358.
    57 Е. Сецинский, Исторические сведения..., стр. 195.
    58 Там же.
    59 Słownik geograficzny., t. III, str. 759.
    60 E. Сецинский, Исторические сведения..., стр. 195.
    61 См. Я. Р. Дашкевич, Розселення вiрменiв..., стр. 163.
    62 М. Baliński, Т. Lipiński, указ. соч. стр. 156.
    63 Dr. Antoni J., Zameczki podolskie..., t. 2, str. 110.
    64 S. Ваrąsz. Rys dziejów ormiańskich, str. 165.
    65 Słownik geograficzny..., t. VII, str. 594.

    [стр. 55]

    что армяне переселились в Каменец из сел Армяне и Армянки под давлением татар66.

    Я. Р. Дашкевич считает, что эти села, заселенные армянами, были пригородными селами Каменца, жители которых первоначально селились в городе за укрепленными стенами. Не без основания он полагает, что в окрестностях Каменца на незащищенной местности, постоянно подвергавшейся нападению татар, невозможно было основать поселения.

    Думаем, что выяснение вопросов, связанных со временем основания этих сел и их историей, станет возможным с помощью археологических раскопок, которые рано или поздно будут проведены на территории этих древних подольских населенных пунктов.

    С. Баронч приводит устное предание, согласно которому в 1250 г. в Каменце существовала армянская церковь67. Ранее об этом писал Ф. Сярчинский68. О существовании армянской церкви в Каменце в 1250 г. писали и другие ученые. Т. Громницкий, например, отмечает: «Возможно, что приблизительно в 1250 г. армяне имели церковь в Каменце-Подольском»69. А.-Ю. Ролле повторяет то же самое, но и отмечает, что нет письменных доказательств70. И действительно, отсутствие достоверных материалов заставляет с сомнением относиться к этому сведению. М. Доронович пишет, что армяне переселились в Подолию в XIII в. и в 40-х гг. того же столетия обосновались в Каменце. Он основывается главным образом на исследовании А.-Ю. Ролле, и у него нет убедительных данных для обоснования вышеизложенной точки зрения71.

    Следующее сведение об армянской колонии Каменца, в хронологическом порядке, относится к XIV в. и приводится в книге М. Бжишкяна: «Казимир Великий дал грамоту армянам Каменца в 1344 году, а потом львовянам — в 1356 году, предоставив им власть и право иметь отдельный суд»72.

    Примерно за сто лет до М. Бжишкяна С. Рошка писал следующее: «Каменецкие армяне в этом (1350) году начали по при-

    _____________________________

    66 [О. Партицький], Ормяне на Pyci, «Зоря», Львiв, 1882, № 7, стр. 108— 109.
    67 S. Ваrącz, Rys dziejów ormiańskich, str. 92.
    68 F Siarczyński, Galicya, jej ziemia, płody i ludy. Z pism pośmiertnych. Dodatek tygodniowy przy „Gazecie Lwowskiej", Lwów, 1857, No. 41, str. 167.
    69 T. Gromnicki, указ. соч., стр. 70.
    70 Dr. Antoni J., Zameczki podolskie..., t. 2, str. 109.
    71 M. Доронович, указ. соч., стр. 163.
    72 Бжишкян, стр. 116.

    [стр. 56]

    вилегиям польских королей вершить суд, даже имели право казнить приговоренных к смерти...»73.

    Здесь также определенно говорится о предоставлении армянам судебного самоуправления. Следовательно, колония в этом городе была создана давно, если ее члены получали столь важную привилегию.

    Говоря об образовании армянской колонии в Каменце, Я. Дашкевич отмечает, что вышеупомянутые сведения С. Рошки и М. Бжишкяна не имеют какого-либо основания74. Думается, что заключение это слишком поспешное. С. Рошка был хорошо знаком с сохранившимися от армянской колонии материалами, и это его сведение, несомненно, зиждится на достоверных источниках. И если столетие спустя независимо от него то же самое повторяет и другой серьезный исследователь, то нельзя без достаточного основания не верить им..Известно, что Казимир Великий стремился завоевать Подолию и различными обещаниями старался привлечь население на свою сторону. Вполне возможно, что он даровал армянам подобные привилегии, только дата еще нуждается в уточнении.

    Польский исследователь А. Пжездзецкий пишет: «Армяне пользовались правами, полученными от подольских князей и Владислава Ягелло, которые позднее были подтверждены Владиславом Варненьчиком»75. Затем он приводит другие подробности: при короле Польши и Венгрии Владиславе III в 1443 г. в среду после дня рождения св. девы Марии краковский каштелян и староста в Каменце, королевский наместник в Польше Ян из Чижова при даровании армянам торговых привилегий сказал: «На этом каменецком сейме в присутствии польских панов армяне города Каменца показали права и привилегии, полученные от достопамятного польского короля Владислава, в которых он не только подтвердил вольности, полученные от своих предшественников — подольских князей, но и предоставил новые привилегии, разрешив торговать сукном и другими товарами. Однако силой и авторитетом своим королевским приказывает старостам и воеводам каменецким, а также войтам, советникам и лавникам, чтобы армянам оставили их вольности и привилегии»76.

    В книге А. Пжездзецкого приводится также грамота Яна Альбрехта, дарованная армянам Каменца в 1496 г., которой утверждались привилегии армян, полученные ими от польских королей и

    _____________________________

    73 С. Рошка, Хроника, стр. 149—150.
    74 Я. Р. Дашкевич, Розселення вiрменiв..., стр. 162.
    75 A. Przeździecki, указ. соч., стр. 147.
    76 Там же.

    [стр. 57]

    подольских князей77. Следовательно, еще в 1443 г. королевский наместник в Польше лично видел документы подольских князей и Владислава Ягелло. Последний был весьма известной личностью, был основоположником знаменитой королевской династии Ягеллонов. Он стал королем Польши в 1386 г. и властвовал до 1434 г., до своей смерти. Кто же те князья, о которых упоминалось выше? Отец Владислава — великий князь литовский Ольгерд, после разгрома татар и захвата Подолии и других частей Правобережной Украины (1362 г.) предоставил своим родственникам, князьям Кориатовичам право владения подольскими землями. Предание приписывает основание Каменца одному из этих князей — Юрию Кориатовичу.

    В 1374 г. Юрий изгнал из Каменца татар. Согласно преданию в это время там было армянское население78. Следовательно, при этих князьях или даже до них в Каменце проживали армяне, получившие от подольских князей привилегии, впоследствии подтвержденные Яном из Чижова и его преемником.

    О занятиях первых армян, обосновавшихся в Каменце, мало что известно. Из грамоты Яна из Чижова видно, что они получили право заниматься торговлей. Они пользовались теми же правами и при предыдущих владетелях. Каменец был расположен на оживленных торговых путях, и оттуда было сравнительно легко поддерживать связи с крупными торговыми центрами Востока и Запада. Торговцы имели большие возможности участвовать как во внутренней, так и во внешней торговле, а ремесленники— легко сбывать изготовленные ими предметы. Каменец был окружен плодородными землями и тучными пастбищами, и горожане могли заниматься также земледелием и скотоводством. Близлежащие места изобиловали дичью, а река Смотрич поставляла свежую рыбу. Как видим, Каменец был весьма удобен для постоянного жительства, тем более, что построенная там крепость постепенно все более совершенствовалась. Город фактически был расположен на острове, который во многих местах имел естественные укрепления, облегчающие дальнейшую фортификацию. Ясно, что этот хорошо защищенный город, владетели которого были благожелательно настроены к армянам, должен был постепенно притягивать к себе переселенцев-армян, обосновавшихся в других местах, а также только что отбывших из своей родины. Трудолюбивые армяне-переселенцы благоустраивали эти места, своими ремеслами и торговлей способствовали развитию страны. Это были пограничные районы, беспрестанно подвергавшиеся нашествиям иноземцев. Для владетелей страны было выгодно населять горо-

    _____________________________

    77 Там же, стр. 148.
    78 М. Доронович, указ. соч., стр. 178.

    [стр. 58]

    да пришлым элементом, который не только повышал доходность городов, но и, при необходимости, пополнял ряды защитников. Поэтому польские короли предоставляли армянам многочисленные привилегии. Эти привилегии дают возможность составить представление не только о правах армянского населения, но и об их активной роли в экономике страны.

    Предоставляя армянам какое-либо право, польские короли, как правило, сперва утверждали привилегии, дарованные армянам своими предшественниками. Ян Альбрехт, например, учитывая, что Каменец, расположенный близ границы, часто подвергался вражеским нашествиям и разорению, в 1496 г. утвердил дарованные прежними королями и князьями привилегии и разрешил армянам вершить суд согласно армянским законам, посредством своего войта79.

    В 1502 г. права армян утвердил Александр I, в 1507 г. — Сигизмунд I, а в 1548 г. — Сигизмунд-Август. Последний по просьбе армян разрешил им выпекать хлеб, варить пиво, а также изготовлять другие напитки и продавать их80.

    В 1567 г. тот же Сигизмунд-Август по ходатайству польской знати издал приказ, предписывающий не устраивать офицеров и солдат на постой в дома армян в мирное время. Это считалось исключительной привилегией, что и отмечено в том же приказе.

    Преемники Ягеллонской династии на польском престоле продолжали утверждать привилегии армян, дарованные их предшественниками. В 1574 г. Генрих Валуа утвердил права армян и приказал каменецкому старосте, бургомистру и советникам не подчинять армян своей власти и разрешить им вершить правосудие в своем суде81. В 1576 г. Стефан Баторий узаконил порядок избрания армянского войта и судей, заранее утвердив права армян. В 1604 г. Сигизмунд III разрешил армянам построить новое здание ратуши, поскольку прежнее сгорело от пожара. Затем права каменецких армян утвердили Владислав IV (в 1633 г.), Ян Казимир (в 1649, 1652 и 1658 гг.), Михаил, Август II (в 1697 г.), Станислав-Август (в 1766 г.)82.

    Благодаря этим привилегиям каменецкие армяне долгие годы пользовались правом руководствоваться своими собственными законами.

    Как пограничный город и первоклассная крепость Каменец играл важную роль в деле защиты польских владений от турецко-татарских нашествий. Эвлия Челеби пишет: «Это надежная и

    _____________________________

    79 A. Przeździecki, указ. соч. стр. 148 — 150.
    80 Там же, стр. 150.
    81 Там же.
    82 Там же, стр. 153.

    [стр. 59]

    могучая крепость со стенами, вырубленными в скале, стоящая над скалистым обрывом, и равных ей нет не только во владениях польских, но, пожалуй, и в чешских, и в шведской стране, и в государстве Голландском, и в горах Германских»83.

    Долгие годы эта крепость, считавшаяся неприступной, была важным стратегическим пунктом, призванным защищать христианский мир от мусульманского вторжения, и поэтому Каменец называли «оплотом христианства», «башней, построенной богом», «воротами Польши»84. Западные державы и римский папа тогда серьезно думали о приостановлении дальнейшего распространения турецкой агрессии. Римские папы рассматривали каменецкую твердыню как один из оплотов христианского мира. Поэтому значительная часть денег, собранных в Польше по поводу большого религиозного праздника в 1516 г., по приказанию римского папы была предоставлена для строительства крепостных стен вокруг Каменца85.

    Но, не имея эффективных средств для защиты этого города, да и вообще своих южных границ, Речь Посполита доверила это дело местному населению86. Армяне также были вовлечены в дело защиты городов польского государства, и в частности Каменца. Своими средствами и собственными силами они построили и в дальнейшем многократно восстанавливали важный участок каменецких укреплений, на котором сражались во время вражеских нападений. Это укрепление сохранилось до наших дней и носит название «Армянский бастион». М. Бжишкян пишет, что армяне участвовали в обороне Русских ворот (Русская брама): «Во время войны с иноземцами эти врата защищали армяне, и враг не смог завладеть ими, пока не захватил город»87.

    Армяне участвовали также при сооружении крепостных стен вокруг Каменца88.

    Согласно грамоте Сигизмунда I от 22 мая 1519 г. с украинского, польского и армянского населения Каменца взималась спе-

    _____________________________

    83 Эвлия Челеби, Книга путешествия (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века), перевод и комментарии, вып. I, Земли Молдавии и Украины. М., 1961, стр. 54.
    84 Słownik geogрaficzny..., t. III, str. 748.
    85 Материалы для статистики России, отд. III, Историческая записка о городе Каменце-Подольском, СПб., 1853, стр. 13.
    86 А. И. Баранович, Украина накануне освободительной войны середины XVII в.. М., 1959, стр. 18.
    87 Бжишкян, стр. 135.
    88 Алишан, Каменец, стр. 38.

    [стр. 60]

    циальная подать, называемая «сош»89, которую, по велению королевского старосты, использовали в целях укрепления и перестройки города90. 23 марта 1658 г. король Ян Казимир за доблесть, проявленную армянами во время нападений венгров, шведов и казаков и при осадах Каменца, специальной грамотой подарил несколько хуторов армянскому войту Каменца и членам магистрата, разрешил им построить гостиницу, изготовлять напитки91. Известно, что в 1596 г. каменецкий армянин по имени Михаил купил на свои средства пушки и подарил каменецкой крепости92, а другой армянин — Захарий Кристофорович в 1662 г. завещал 100 злотых для ухода за этими пушками93.

    Большие заслуги перед польской армией имеет каменецкий армянин Ян Авак, который принимал участие в войнах против турок и татар. Отлично владея турецким и татарским языками, он часто проникал во вражеский стан и доставлял своему начальству ценные сведения о численности и намерениях противника. На Варшавском сейме 24 февраля 1605 г. польский король Сигизмунд III перевел Яна Авака в шляхетское сословие Речи Посполитой в знак признания его воинской доблести94.

    5 марта 1665 г. король Ян Казимир опять же в знак признания верности армян и за оказанные ими услуги в деле защиты Каменца специальной грамотой уравнял их права с правами поляков и украинцев, разрешив опечатывать свои документы красной печатью95.

    Участие воинов-армян в защите польских пограничных городов высоко оценил польский король Ян Собеский. В грамоте от 6 июня 1685 г., которой он отменил ограничения в приеме армян в цех ювелиров во Львове, Ян Собеский отмечал, «что надо учитывать проявленные людьми армянской нации на протяжении нескольких сот лет доброжелательность, мужество и смелость при защите Каменца, Язловца и Львова, а также других пограничных крепостей»96.

    Как видим, каменецкие армяне приобрели свои привилегии ценой многочисленных услуг, оказанных польскому государству.

    _____________________________

    89 Е. Сецинский отмечает, что «сош» (он пишет «соша») был подымной податью (см. его Исторические сведения...), стр. 428—429).
    90 Архив Юго-Западной России, ч. IV, т. I, стр. 34—35.
    91 М. Доронович, указ. соч., стр. 183.
    92 S. Barącz, Rys dziejów ormiańskich, str. 94.
    93 M. Доронович, указ. соч., стр. 184.
    94 S. Barącz, Żywoty sławnych Ormian w Polsce, str. 49; I. Szaraniewicz, указ. соч., стр. 284.
    95 Słownik geograficzny..., t. III, str. 752.
    96 W. Loziński, Złotnictwo lwowskie, wyd. 2—е, Lwów, 1912, str. 139.

    [стр. 61]

    Они не жалели не только своих средств, но и жизни. Их хозяйственная и военная роль в этом городе была весьма ощутимой, поэтому местные и центральные власти, пользовавшиеся их услугами, не могли не считаться с ними, однако как только действия армян противоречили их интересам, они стремились отобрать данные армянам привилегии, ограничить их права. Сохранились сведения о том, что во время освободительной войны украинского народа (1648—1654) армяне вместе с украинцами Каменца оказали содействие Богдану Хмельницкому и приняли участие в освободительной борьбе. По этой причине по просьбе польской шляхты Каменца Варшавский сейм в 1662 г. принял специальное решение не брать в польский гарнизон воинов-армян, а рекрутировать его только из поляков и немцев97.

    Посещая в торговых целях различные страны Востока, армяне не только привозили товары и доставляли ценные сведения, в частности об экономическом и военном состоянии Турции, но и освобождали за выкуп из турецкого плена поляков и украинцев, помогая им вернуться на родину98. В этом отношении интересно свидетельство видного деятеля польской реформации Яна Ласицкого. В очерке «О религии армян» он, высоко оценивая личные качества армян, пишет о них: «Это благородные, человеколюбивые, открытые, великодушные, свободно выражающие свои мысли, однако, вместе с тем, осмотрительные, изысканные, изящные, надежные люди с красивыми чертами лица, черными бородами, посвятившие себя [торговле] товарами с восточных стран, которые выкупают христиан из рабства, щедрые в благотворительности»99.

    «Без всякого преувеличения можно утверждать, — пишет И. Линниченко, — что наиболее прославленные торговые центры Южной России, каковыми являются Львов, Луцк, Каменец-Подольский, своим богатством, пышностью и значимостью в большой мере обязаны особенно армянам. Именно благодаря этому проворному, шустрому, способному ко всяким начинаниям народу торговые центры Южной России стали посредником между торговцами Востока и Запада. Зная восточный образ жизни, владея восточными языками, будучи отлично знакомыми с путями сообщения на Востоке, наделенные храбростью, хорошо владея оружием — качества, необходимые для совершения опасных путешествий по на-

    _____________________________

    97 Л. С. Хачикян, Армянские колонии на Украине в XVI—XVII вв., стр. 211—212.
    98 В. В. Грабовецкий, Армянские поселения на западноукраинских землях, стр. 101.
    99 Я. Р. Дашкевич, Ян Ласицкий и его очерк об армянах на Украине в 70-х гг. XVI ст., «Вестник Матенадарана», Ереван, 1962, № 6, стр. 492.

    [стр. 62]

    селенным разбойничьими племенами странам Востока, — армяне издавна приступили к сухопутной торговле между Западом и Востоком»100.

    Считаясь с этим, польские короли, следуя друг другу, утверждали права армянских купцов, предоставляли им все новые привилегии, что и давало иногда повод исследователям утверждать, что армяне в Каменце имели больше прав, чем местное население101.

    Итак, вследствие благожелательного отношения со стороны властей, число армян все увеличивалось. Из источников известно, что в Каменце жили армяне, переселившиеся из Сучавы, Ботошан, Львова, Хотина, Язловца, Тохата, Ерзынки и других мест. Было немало армян, приехавших из Кафы, которые большими группами переселялись в Подолию после взятия Кафы турками (1475)102. А.-Ю. Ролле пишет, что Каменец «поистине был самой многолюдной и богатой колонией во всей Речи Посполитой»103.

    Наши сведения о количественном составе армянского населения Каменца ограничиваются несколькими данными. С. Баронч пишет, что в 1566 г. армяне имели в Каменце 900 домов104. А.-Ю. Ролле указывает 1200 семей105. Ранее М. Бжишкян писал: «Как рассказывают старики, здесь было 900 домов армян»106. Очевидно, что цифра 900 преувеличена: поэтому 3. Обертыньский107 и Я. Дашкевич108 имеют основание сомневаться в достоверности этого сведения, поскольку по данным 1570 г. в Каменце и его окрестностях было всего 645 домов109. В 1575 г. Иероним Липпомано писал, что в Каменце есть 300 армянских семей110.

    Выехавший в 1586 г. из Кафана (Армения) и через некоторое время побывавший в Каменце армянский путешественник Пирзада Кафанеци пишет, что в Каменце «имелось 400 армянских до-

    _____________________________

    100 И. А. Линниченко, Армяне Польши и Юго-Западной России (на арм. яз.), М., 1894, стр. 3.
    101 М. Доронович, указ. соч., стр. 185.
    102 В. А. Микаелян, История армянской колонии Крыма, стр. 277.
    103 А. J. Rolle, Wartabiet, в его же книге: Nowe opowiadania historyczne, wyd. 2-е, Lwów, 1883, str. 141.
    104 S. Barącz, Rys dziejów ormiańskich, str. 94.
    105 A. J. Rolle, Wartabiet, str. 141.
    106 Бжишкян, стр. 135.
    107 3. Обертыньский, Польские армяне и их архиепископ Андреас в Язловце, «Андэс амсорья», 1962, май-август, стр. 271.
    108 Я. Р. Дашкевич, Розселення вiрменiв..., стр. 162.
    109 Słownik geograficzny..., t. III, str. 751.
    110 Relacja nuncjuszów apostolskich i innych osób о Polsce od r. 1548 do 1690, t. 1, Berlin-Poznań, 1864, str. 249.

    [стр. 63]

    мов»111. Далее он пишет о 12 судьях и армянских церквах. Нет оснований не верить Пирзаде, и его свидетельство весьма ценно.

    Армянский квартал находился в южной части города. По сведениям М. Дороновича армяне занимали большую часть города112. Армянский и украинский кварталы тянулись от Армянского рынка, где впоследствии была Губернаторская площадь, до Русских ворот113. На месте Армянского рынка ныне находится площадь Советская. Одна из улиц квартала долгое время называлась Армянской. В 1878 г. Т. Беленький писал: «Одну из улиц люди и по сей день называют Армянской (ныне Губернаторская улица)»114.

    В армянском квартале находились: здание армянского магистрата, которое называлось ратушей, несколько армянских церквей, а также двухэтажное здание, называемое «армянским торговым домом», сохранившееся до наших дней. До недавнего времени там помещался небольшой завод, но теперь здание освобождено и полностью реконструировано.

    У каменецких армян был обычай делать на своих домах надписи. Л. Мазирян пишет: «У входов многих старых домов сохранились надписи на армянском языке, высеченные на каменных плитах»115.

    М. Бжишкян опубликовал некоторые из них. Он пишет, что на фасаде каменного дома армянского священника, построенного близ церкви св. Лусаворича (Просветителя), была надпись с упоминанием имени строителя дома: «Аствацатур сын тер Петроса, 1561 г.». На другом помещении он прочел надпись, сделанную в 1620 г.116

    В Каменце, как и во Львове и Замостье, было принято делать надписи и на бревнах. М. Бжишкян переписал несколько таких надписей и опубликовал их в своей книге117.

    В Каменце до сих пор сохранился колодец, выкопанный армянами в 1581 г. и имеющий внушительные размеры — ширина по диаметру 5 м, глубина — 30 м. Колодец недавно реставрирован и охраняется как памятник старины. Сохранились сведения о том, что при польском короле Владиславе IV богатый каменецкий ар-

    _____________________________

    111 Путешествие Пирзады Кафанеци (на арм. яз.) «Базмавэп», Венеция, 1882, т. IV, стр. 318.
    112 М. Доронович, указ. соч., стр. 208.
    113 М. Симашкевич, Римское католичество и его иерархия в Подолии, стр. 227.
    114 Т. Беленький, указ. соч., стр. 441.
    115 Л. Мазирянц, указ. соч., стр. 131.
    116 Бжишкян, стр. 154.
    117 Там же, стр. 154—155.

    [стр. 64]

    мянин Нерсес завещал большую сумму денег для проведения в город воды. А.-Ю. Ролле пишет, что для приведения в исполнение этого завещания ничего не было предпринято, несмотря на то, что по этому поводу король обратился к горожанам со специальным приказом и грозил оштрафовать виновных на 2000 злотых118.

    В начале XVII в. каменецкие армяне построили больницу (госпиталь). Следует отметить, что в то время госпитали были не просто больницами, но и домами для престарелых и неимущих людей, где они получали также медицинскую помощь.

    Из лечебных заведений польских армян до сих пор более известна была лишь львовская больница. В своей книге акад. Л. А. Оганесян пишет, что львовская больница была открыта в XVI в. и существовала также в начале XVII в. Но какое было в ней обслуживание и как она содержалась — неизвестно119. О больнице в Каменце некоторые сведения сохранились. Они относятся в основном к вопросу об обеспечении больницы материальными средствами. В декабре 1614 г. Сигизмунд III, разрешив открытие больницы, приказал добывать средства на ее содержание следующим образом: уезжая из Каменца или возвращаясь, каждый торговец обязан был вносить по 3 польских гроша в фонд больницы. Мясники должны были платить по 2 гроша от одной головы зарезанного крупнорогатого скота и по грошу — за мелкорогатого. За каждый воз дров, ввозимый через Русские ворота, армяне платили по грошу120.

    Армянская больница в Каменце действовала долго. Комиссия, созданная 15 сентября 1700 г. и проверявшая состояние города, в своем акте упоминает также армянскую больницу (szpital ormiański)121. Во времена посещения М. Бжишкяна больница уже перешла к украинцам122. Сохранилось здание больницы на улице Госпитальная. Улица получила свое название от больницы. Сотрудники Каменец-Подольского музея-заповедника рассказывали, что в окрестностях больницы во время земляных работ были обнаружены человеческие кости с явными следами операций. Они считают, что в армянской больнице делали ампутации конечностей.

    _____________________________

    118 Dr. Antoni J., Zameczki podolskie..., t 2, str. 123.
    119 Л. А. Оганесян, История медицины в Армении с древнейших времен до наших дней, ч. III, Ереван, 1946, стр. 249.
    120 A. Przeździecki, указ. соч., стр. 152.
    121 Описание города Каменца, составленное комиссией, наряженной Каменецким старостою 1700, сентября 15, «Архив Юго-Западной России», ч. VII, т. I, Киев, 1886, стр. 583.
    122 Бжишкян, стр. 155.

    [стр. 65]

    Большим бедствием для жителей Подолии были опустошительные набеги турецко-татарских орд. По сведениям современников, в XIII—XVI вв. татары совершили на Подолию не менее 80 набегов, а потом гораздо больше, грабя и опустошая города и села, захватывая пленных123. Только во время нашествия 1567 г. войска крымского хана угнали в плен из Украины 6078 человек, ограбили 315 селений, захватили более 250 000 голов скота124. Еще более страшным было нашествие в сентябре-октябре 1575 г., при котором было угнано в плен 55 340 человек, захвачено сотни тысяч лошадей, крупного и мелкого рогатого скота125. Из Каменецкой армянской летописи узнаем, что в октябре 1575 г. татары достигли Каменца. «Татары подошли к Каменцу, — читаем там, — и бродили нечестивые вокруг города, сожгли все села, Толшку, Новоселицу, Гопочов, армянскую церковь св. Лусаворича и многие другие села, пришли к подножию крепости и безбоязненно гуляли вокруг холма». Автор хроники с удивлением и с болью отмечает, что городские власти ничего не смогли предпринять против татар126.

    Оставшиеся безнаказанными, татары зимой 1578 г. повторили свой набег, грабя и разоряя страну: «Татары пришли и нанесли много зла стране, угнали бесчисленное количество пленных, ограбили и сожгли города и селения на большом пространстве, и особенно много мужчин, женщин и детей сразили мечом»127. Одиннадцать лет спустя, в августе 1589 г., татары совершили новый набег и вернулись с многочисленными пленными и большой добычей128. Впоследствии эти набеги еще более участились. Только в 1605 г. татары совершили на Подолию семь набегов129. Из летописи армянского хрониста Хачатура Кафаеци известно, что среди пленных, угнанных татарами в 1650 г., было 300 армян130. Вот что пишет о татарских набегах автор XVI в. Блез де Виженер: «Среди всех польских владений более других подвержена опасностям и разорениям подольская земля, представляющая открытый проход, как бы мост для татар из Перекопа (или как его называют

    _____________________________

    123 Я. I. Дзира, Татаро-турецькi напади на Украïну XIII—XVI ст. За хронiками Бельських та Стрийковського, «Украïнський iсторико-географiчний збiрник» вип. I, Киïв, 1971, стр. 83—102.
    124 А. И. Баранович, указ. соч., стр. 125.
    125 Там же.
    126 Алишан, Каменец, стр. 46.
    127 Там же, стр. 50.
    128 Там же, стр. 56—57.
    129 Там же, стр. 65.
    130 Мелкие хроники XIII—XVIII вв., составил В. А. Акопян, т. I (на арм. яз.), Ереван, 1951, стр. 225.

    [стр. 66]

    обыкновенно — Херсонеса Таврического), которые совершенно свободно проникают этим путем на Волынь, в Червонную Русь, в Литву и даже Польшу, если обстоятельства тому благоприятствуют»131.

    Хотя татары, совершавшие набеги ради грабежа и пленных, были не в состоянии взять Каменец и жители города чувствовали себя вне опасности за его неприступными крепостными стенами, грабеж и разорение Подолии отрицательно отражались на экономике ее центра — Каменца, жизнь становилась труднее, росли цены на продукты, иногда наступал голод.

    Большой урон наносили городу стихийные бедствия — ураганы, наводнения, землетрясения. Каменец был расположен очень высоко над берегами Смотрича, но непосредственно на берегу реки были построены некоторые дома, военные укрепления и ворота, на реке были расположены мельницы. При разливах реки страдали прежде всего эти постройки. О наводнении 22 марта 1444 г. в «Летописи» говорится, что вода «разрушила крепость, унесла мельницу и нанесла много ущерба стране»132. В 1536 г. на Каменец обрушился такой ураган, что «133 дома было разрушено». В том же году в Каменце произошло сильное землетрясение. В марте 1545 г. «вода сильно поднялась и разрушила мельницы армян, и двое ворот города, и нанесла много других бед»133. Наводнение 6 февраля 1571 г. принесло новые бедствия городу. Были разрушены ворота, мельницы и мосты. Жертвами разбушевавшейся стихии стали хлебные закрома и скирды сена134. Причиной многих разрушений и человеческих жертв стало наводнение, случившееся 15 марта 1579 г.135 А в 1587 г. волнами разлившегося Смотрича смыло крепостные ворота: «Десять дней ворота города не запирались, поскольку вода текла через ворота, горожанам [нанесено] много ущерба»136. 8 марта 1595 г. «в Каменце опять было большое наводнение, городу нанесено много вреда, двое ворот разбито. Много ущерба понесли и постройки, и пашни, и скот, и все хозяйство»137.

    По свидетельству армянского хрониста наводнение 1598 г. было самым страшным. «Много раз видел я разливы реки, — пи-

    _____________________________

    131 Мемуары, относящиеся к истории Южной Руси, вып. I (XVI ст.), Михаил Литвин. Б. де-Виженер. Л. Горецкий, 7. Лясота. Перевод К. Мельник (под ред. В. Антоновича), Киев, 1890, стр. 66—67.
    132 Алишан, Каменец, стр. 15.
    133 Там же, стр. 17.
    134 Там же, стр. 39.
    135 Там же, стр. 50.
    136 Там же, стр. 55.
    137 Там же, стр. 59.

    [стр. 67]

    шет автор, — но такого большого и безбрежного еще не видел». Разбушевавшаяся река снова смыла ворота и мельницы, унесла много человеческих жизней138.

    Более страшным бедствием были эпидемии, временами вспыхивавшие в Подолии. В июле 1566 г. жертвами распространившейся в Каменце чумы ежедневно становились 8—10 армян и 60 поляков и украинцев. «И было то горькое и трудное время, — пишет хронист тер Ованес, — поскольку никто не приезжал в город, и никого из горожан никуда не отпускали»139. Эпидемия чумы повторилась в августе 1589 г.: «В городе Каменце... много людей умерло—армян, поляков, украинцев, и не успевали предавать их земле»140. Через год в Подолии была сильная засуха: «До самого лета совсем не было дождя, семена и растения засохли, по этой причине наступили голод и дороговизна»141.

    Большим бедствием для города были пожары. Тер Ованес пишет, .что в 1552 г., 10 марта, «в городе Каменце был большой пожар, сгорело шестнадцать лавок и семь домов армян»142. Пожар 1602 г. за несколько часов превратил в пепел множество строений, созданных многолетним трудом. Вот что говорится об этом в памятной записи каменецкой армянской церкви св. Богородицы: «В этом году в жалком городе Каменце случился страшной силы пожар, за короткое время спаливший весь город. Все, что имели горожане—и дома, и лавки, поглощено пламенем. Не только деревянные строения, но и каменные здания, и большие дома и склады не устояли против такого сильного гнева божьего, все, что имели люди, полностью сгорело. Огонь был таким большим и сильным, что люди не смогли противостоять ему и потушить, ибо пламя, словно огненные молнии, жгло и сушило камень и дерево, где бы ни заставало. Сгорело и немного людей. Но всевышний... показал нам свое щедрое человеколюбие, ибо не ночью случилось такое бедствие, а в вечернее время, до наступления темноты. Весь город превратился в пыль и пепел, на следующий день люди не узнавали места своих домов... Армянские церкви также сгорели, сгорели и колокольни, и колокола расплавились в них. То же случилось с польскими и украинскими церквами, с их колокольнями. Сгорели и двое городских ворот... сгорели и дома, и посевы, и плодовые деревья, все спалило огнем»143.

    _____________________________

    138 Там же, стр. 62.
    139 Там же, стр. 36.
    140 Там же, стр. 56.
    141 Там же, стр. 57.
    142 Там же, стр. 19.
    143 Бжишкян, стр. 159—160. Следует отметить, что в работах на русском и польском языках, посвященных истории Каменца, мы пока не встретили столь

    [стр. 68]

    Но жители Каменца снова восстановили все: «...стараниями жителей... город был восстановлен и украшен большими строениями»144. Армяне также восстанавливают свои дома и церкви, сооружают новые здания. По специальному разрешению короля Сигизмунда III армяне снова строят каменное здание своей ратуши.

    Несмотря на непрочную политическую ситуацию и стихийные бедствия Каменец оставался излюбленным местом жительства для армян и состав членов колонии постоянно пополнялся.

    Каменец-Подольский был крупным торгово-ремесленным центром. Выше уже было сказано, что армяне-переселенцы получили множество привилегий и имели возможность осуществлять различные торговые сделки, производить товары для повседневного потребления и для вывоза. В XVII в. Каменец был связан с Кафой важным торговым путем, который через Сатанов, Кременец, Луцк, Сокаль и Белз достигал Ярослава145. Роль Каменца как торгового центра еще более возросла после падения Кафы (1475). Через Каменец проходил путь, который связывал Львов с Константинополем и был торговой артерией Подолии. Этот путь пролегал по линии Теребовля — Каменец-Подольский — Хотин — Яссы — Базарджик — Адрианополь — Константинополь146, откуда подробного описания этого большого пожара. Возможно, что вышеприведенное свидетельство армянского первоисточника является лучшим его описанием. Неправильно установлена и дата. С. Баронч, например, пишет, что пожар был в 1604 г. (S. Bar cz, Rys dziejów ormiańskich, стр. 95). Армянский первоисточник отмечает все: год, месяц, день и даже час — в 1602 г., в понедельник 16 августа, «в вечернее время» до наступления темноты. Эта дата подтверждается и другими данными. В памятной записи церкви св. Николая говорится, что 8 февраля 1603 г. армянка, пани Гатруша, подарила 125 флоринов в целях приобретения из Львова колоколов для Каменца, поскольку из-за пожара каменецкие церкви остались без колоколов (Бжишкян, стр. 146—147). В другой памятной записи говорится, что в том же 1603 г. «ереспохан Михно восстановил крышу церкви св. Николая, сгоревшую во время пожара» (Бжишкян, стр. 147). Ясно, что и приобретение колоколов, и эти восстановительные работы должны были происходить через некоторое время после пожара. В другой записи прямо указывается год этого происшествия. Автор памятной записи рассказывает о пожаре, случившемся в 1602 г., а затем перечисляет имена 150 лиц, сделавших пожертвования для восстановления церкви св. Благовещения (Бжишкян, стр. 153).

    _____________________________

    144 Бжишкян, стр. 160.
    145 Я. Д. Исаевич, К характеристике армяно-украинских связей во Львове в XV—XVIII веках (на арм. яз.), «Историко-филологический журнал» АН Арм. ССР, 1963, № 2, стр. 105.
    146 W. Łoziński, Patrycjat i mieszczaństwo lwowskie, str. 270.

    [стр. 69]

    можно было отправиться в любую восточную страну, а Львов, в свою очередь, был связан со многими крупными европейскими центрами и портами. Торговля с Востоком в основном была сосредоточена в руках армян, которые, как было отмечено, обладали всеми необходимыми качествами для этого: знали страны, народы, их обычаи, владели несколькими восточными и европейскими языками, за годы странствий приобрели большой опыт совершения дальних путешествий, хорошо знали восточный рынок, потребности Запада, мастерски ориентировались в сложных рыночных ситуациях, знали товары, пользующиеся большим спросом, имели представление о денежных единицах, ценах, таможенных платежах разных стран. Все это способствовало удачной торговле, и поэтому каменецкие армяне, занимавшиеся торговлей, за короткий срок накопили большое богатство.

    Торговые караваны большей частью водили армяне. Предводитель каравана был наделен большой властью. Когда караван проходил через турецкие владения, предводитель получал неограниченные права над своими подчиненными. «До тех пор, пока путешествие проходило через страны, находящиеся под властью полумесяца, он имел почти неограниченные права над всей экспедицией, как будто капитан корабля в открытом море»147. По соглашению, состоявшемуся между поляками и турками, сведения о котором сохранились в судебных актах львовского лавничьего суда от 1585 г., имущество умерших польских подданных передавалось на хранение предводителю каравана. Кроме этого, только он имел право разбирать спорные дела, возникавшие в караване148.

    Польский автор Матвей Меховский (1457—1523) в своей книге «Трактат о двух Сарматиях», опубликованной в Кракове в 1577 г., говоря о каменецких и львовских армянах, пишет: «Армяне были весьма опытными торговцами, возили свои товары в Кафу, Константинополь, египетскую Александрию, Алкаир и индийские страны»149.

    Автор XVI в. М. Липпомано, отметив участие армян в люблинской ярмарке 1575 г., пишет, что армяне составляли во Львове 60, а в Каменце более 300 семей и что они бесстрашно выезжали на торговлю «в Турцию, Персию, Египет и Индию»150.

    Из материалов армянского суда Каменца явствует, что армяне принимали активное участие в ярмарках. При взятии некоторой суммы в долг срок платежа часто приурочивался к той или

    _____________________________

    147 Там же.
    148 Там же.
    149 М. Меховский, Трактат о двух Сарматиях, М., 1936, стр. 96.
    150 Relacja nuncjuszów apostolskich i innych osób о Polsce, t. I, str. 249.

    [стр. 70]

    иной ярмарке — с надеждой на удачную торговлю. Судя по этим материалам, каменецкие армяне чаще всего участвовали в язловецких ярмарках. Упоминаются также ярмарки, организуемые во Львове, Луцке, Слуцке, Скале (сейчас Скала-Подольская), Перемышле, Кодринцах, Гвоздце, Ярославе. Из тех же актов узнаем, что армянские купцы бывали также в Москве, Адрианополе, Константинополе, Аккермане, Хотине, Яссах.

    Судя по сохранившимся материалам, основным товаром для армянских купцов были ткани, в частности ткани иностранного производства. В те времена импортные товары пользовались большим спросом в польских аристократических кругах151. Шляхтичи любили красиво одеваться и употребляли много иностранных тканей. От торговли тканями армянские купцы получали большие прибыли. В судебных актах часто упоминаются различные сорта тканей (абршум, тафта, кази, мухаяр, сурар, кири, хумиш). Сами армяне, разумеется богатые, также одевались роскошно и ни в чем не отставали от польских шляхтичей.

    Посещая страны Востока, армянские купцы привозили различные товары, которые начиная с XVII в. в таможенных списках значились как «армянские товары»152. «Это были прежде всего предметы роскоши, — пишет В. Лозиньский, — именно те, на которые Восток больше всего наложил отпечаток своего воображения и своего художественного стиля. Ковры, золотое шитье, узорчатая аппликация, оружие, украшенное благородным металлом и драгоценными камнями, конская сбруя, колчаны, чехлы для лука и т. д.»153. Польские короли часто посылали армян в восточные страны за предметами роскоши (расшитые золотыми нитками ковры, роскошные шатры). Армяне привозили также породистых лошадей, пользовавшихся большим спросом у польских аристократов154.

    Здание армянской ратуши в Каменце, по свидетельству А.-Ю. Ролле, было своеобразной биржей: «Здесь местные патриции назначали цены привезенным восточным товарам, и цены не для одного города, но и для всей Польши, а даже для России»155.

    К сожалению, сохранившиеся источники и судебные акты содержат мало сведений об армянских ремесленниках Каменца. Видно, что они имели дело с судом не так часто, как купцы, и что их хозяйственные сделки, за редким исключением, не утверждались в суде. Тем не менее, упоминаются и некоторые ремеслен-

    _____________________________

    151 История Польши, т. I, стр. 212.
    152 М. Доронович, указ. соч., стр. 186.
    153 W. Łoziński, Patrycjat i mieszczaństwo lwowskie. str. 276.
    154 Там же, стр. 290.
    155 A. J. Rolle, Wartabiet, str. 141.

    [стр. 71]

    ники (возчик, ювелир, котельщик, портной), обратившиеся в суд по той или иной причине.

    Особенно славились армянские ювелиры Каменца, которые, кроме красивых украшений, изготовляли также конскую сбрую и оружие. Армянин Григор Каменецкий, переселившийся во Львов, изготовлял сбрую также на вывоз. Известен был каменецкий ювелир Криштоф Мустафович, изготовлявший конскую сбрую для ротмистра королевского войска армянина Бабонабека и киевского воеводы Андрея Потоцкого156. В Каменце работали также армяне-гончары. Сохранились сведения об одном из армянских гончаров, Сефере Каменецком, работавшем во Львове в 1628 г.157 Другой каменецкий армянин, Марк Сергиевич, 20 лет занимался варкой мыла, а затем переселился во Львов и в 1628 г. вступил в цех мыловаров158.

    Были также армяне-меховщики, один из которых, Николай Шимонович, в 1672 г. переселился во Львов и там обучал Львовских армян своему ремеслу159.

    Среди каменецких армян было немало таких, которые получили должности и служили в королевских конторах. Среди них были дипломаты, переводчики, служащие таможен, сборщики налогов. Известны имена некоторых каменецких армян, которые входили в состав польских дипломатических миссий, отправленных на Восток. В 1612 г. с польским послом Тарговским поехали в Стамбул армяне-каменчане Криштоф Киркорович, Томаш Балуевич и Якуб Скаженик. В сентябре 1615 г. каменчанин Бедрос сын тер Григора был послан польским королем к господарю Молдавии, где и был убит160. Один из авторов «Каменецкой хроники» тер Оксент в качестве переводчика был членом посольства А. Гурского у турецкого султана (в августе 1614 г.). А в 1620 г. он как переводчик и смотритель сопровождал представителей турецкого султана и крымского хана, отправлявшихся в Варшаву161. Комендантом каменецкой крепости долгие годы (1768—1785) был генерал-лейтенант Ян Витте, армянин по происхождению. Затем ту же должность занимал его сын — генерал-майор Юзеф Витте (1786—1789)162. Должность толмача-переводчика при послах Ре-

    _____________________________

    156 W. Łoziński, Złotnictwo lwowskie, wyd. 2-е, Lwow. 1911, str. 150.
    157 H. К. Кривонос, Армянская колония во Львове в первой половине. XVII в. (канд. дис), Львов, 1965, стр. 51.
    158 Н. К. Кривонос, К истории армянской колонии во Львове во второй половине XVII в., ИСД, вып. III, стр. 244.
    159 «Айреник», Бостон, 1929, август, стр. 92.
    160 И. С. Рашба, С. И. Авербух, указ. соч., стр. 187.
    161 Алишан, Каменец, стр. 75, 84.
    162 Dr. Antoni J., Zameczki podolskie..., t. 2. str. 68—72, 98, 106.

    [стр. 72]

    чи Посполитой, отправлявшихся на Восток, была почти монополией армян. Толмачи играли важную роль также и в городе. Возглавлял их городской старший присяжный толмач, должность которого считалась весьма важной. В его компетенцию входил контроль не только в сфере торговли; он следил также, чтобы под видом купцов в страну не пробирались шпионы. «Толмач,—пишет В. Лозиньский, цитируя договор, составленный с толмачом в 1667 г., — должен был следить, чтобы с иностранных купцов взимались переводческие и барышнические доходы, пошлины его королевскому величеству Речи Посполитой, а также привилегированные доходы в пользу замка и города»163.

    Главный толмач не получал жалованья, он сам доставлял в городское управление налоги, взимаемые с купцов, и соответственно получал проценты. Ему подчинялись несколько толмачей второго ранга, которые присягали ему164.

    Далее В. Лозиньский отмечает, что во Львове должности как главного, так и рядовых толмачей были монополией армян. То же самое можно сказать и о Каменце.

    Акты армянского суда Каменца, авторы «Каменецкой хроники» и другие источники говорят очень мало о классовой дифференциации общества и классовой борьбе. Эти вопросы будут рассмотрены отдельно, но здесь считаем необходимым отметить, что рядом с именитыми и богатыми армянами в Каменце жили многочисленные бедняки, которые подвергались эксплуатации не только со стороны городских властей, но и со стороны именитых членов общины, в руках которых находились органы управления колонией. В свою очередь и духовенство сдирало свою долю с трудящихся. Состояние последних изо дня в день ухудшалось из-за неустойчивой политической ситуации, непрекращающихся набегов иноземцев, а также вследствие стихийных бедствий и эпидемий. Впоследствии, как увидим ниже, ко всему этому прибавились еще и религиозные гонения, которые вынудили многих армян в который раз переселиться в другие страны.

    Несмотря на все это, каменецкие армяне были известны своей зажиточностью, поэтому туда часто приезжали нунции из Эчмиадзина, а иногда также из Константинополя и Иерусалима— для сбора пожертвований. Несколько раз Каменец посещали армянские католикосы. Постоянная связь с родной страной и другими армянскими колониями способствовала сохранению национальных традиций. В этом и заключается причина того, что каменецкие армяне так долго сумели сохранить свой национальный облик, свои обычаи, отчасти свой язык.

    _________

    163 W. Łoziński, Patrycjat i mieszczaństwo lwowskie, str. 301.
    164 Там же, стр. 303.

    [стр. 73]

    Каменец был одним из центров армянской культуры. Там было переписано и иллюстрировано много рукописей. По сведениям С. Баронча в 1593 г. в городе была армянская школа165. Э. Трыярски считает, что эта школа, действовавшая при армянской церкви, существовала уже с половины XVI в.166 В Каменце жили и творили армянские писцы и историки, сыгравшие важную роль в развитии культуры польских армян. Среди них следует упомянуть авторов ценнейшей «Каменецкой хроники» тер Ованнеса, тер Оксента, тер Григора и тер Акопа, автора истории Хотинской войны Ованнеса и Степаноса Рошку, чье богатое научное наследие давно привлекло внимание исследователей. Разбор деятельности каменецких армянских писателей и ученых будет дан в главе, посвященной культуре. Здесь следует лишь отметить, что их деятельность сыграла важную роль в продлении жизни колонии.

    Самой старинной армянской церковью Подолии была церковь св. Николая, построенная в Каменце-Подольском и сохранившаяся до наших дней. По преданию, церковь построена в XII или XIII в.167, но это неверно. Из документа, составленного в связи со строительством, явствует, что церковь была построена в 1398 г., на средства Синана, сына Хутлубея. Этот документ, написанный иереем Филиппосом 25 марта 1398 г. и известный как завещание Синана или памятная запись Синана, имеет исключительно важное значение для выяснения истории построения этого памятника168. Из него явствует, что при духовном предводителе

    _____________________________

    165 S. Ваrącz, Rys dziejów ormiańskick, str. 91.
    166 Ed. Tryjarski, Ze studiów nad rękopisami i dialektеm..., str. 34.
    167 M. Симашкевич, Римское католичество и его иерархия в Подолии, стр. 228.
    168 Еще в XVIII в. этот документ был известен С. Рошке (см. его «Хронику», стр. 153). Впоследствии документ был использован М. Симашкевичем (М. Симашкевич, Римское католичество и его иерархия в Подолии, стр. 128). А.-Ю. Ролле опубликовал польский перевод завещания, осуществленный с русского перевода, сделанного М. Эмином в 1873 г. (Dr. Antoni J.. Nowe opowiadania historyczne, t. II, str. 12, 81—82); Русский перевод помещен в работах М. Дороновича («Армяне в Подолии...», стр. 247—248), Е. Сецинского («Город Каменец-Подольский», стр. 175) и X. Кучук-Иоаннисяна («Старинные армянские надписи...», стр. 42—44), Армянский оригинал впервые был опубликован К. Кушнеряном («Паломничество...», стр. 100—101). В дальнейшем его опубликовали Фр. Мюллер (F. Müller, Zwei armenische Inschriften aus Calizien und die Gründungs-Urkunde der armenishen Kirche in Kamenec—Podolsk, „Sitzungsberichte der philosophisch- historischen Klasse der Akademie der Wissen-schatten", CXXXV, Bd. II, Abh., Wien, 1896, s. 1-8), Г. Г. Галемкярян, Несколько армянских надписей польских армян, «Андэс амсорья», 1897, январь, стр. 19—21) и К. Кучук-Иоаннисян (см. указ. соч., стр. 42—44). Украинский перевод опубликован Я. Р. Дашкевичем в статье «Кам'янець-Подiльський у вip-

    [стр. 74]

    армян архиепископе Ованнесе Синан дал обет построить на свои средства церковь во имя св. Николая и, выполняя свое обещание, письменно завещал, что никто из его родственников не имеет никаких прав на церковь и лишь в случае, если кто-либо из них станет священником и «будет верным престолу Просветителя», то сможет получить некоторую часть от церковного дохода.

    Сохранился армянский Служебник, написанный в крымском городе Сурхате в 1345 г., который Синан купил в 1394 г. и подарил построенной им церкви. Эта рукопись находилась в Каменце. В 1891 г. вместе с другими армянскими рукописями была перевезена в Петербург и теперь хранится в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. В каменец-подольском музее хранился портрет Синана, написанный маслом, который также исчез вместе с другими материалами. Этот портрет напечатан в книге М. Дороновича, в книге Г. Алишана «Каменец» и других изданиях.

    Церковь Синана — маленькое строение с толстыми и прочными стенами — стоит в центре небольшого двора и еле заметна за окружающими стенами и зданиями.

    Эта маленькая церковь не могла удовлетворить потребности все растущей армянской колонии Каменца, поэтому возникла необходимость построить новую церковь. Последняя тоже была названа именем св. Николая, а первая, переименованная в церковь Благовещения св. Богородицы, стала второстепенной, а по мнению некоторых — кладбищенской церковью или часовней. После этого была построена еще одна церковь св. Богородицы. Вышеупомянутые переименования, а также наличие одноименных церквей стали причиной путаницы у некоторых авторов. М. Бжишкян, например, описывает новую церковь св. Николая, приводит памятную запись (церковную хронику), однако построение церкви приписывает Синану169. Памятная запись составлена после 1623 г., и

    ______

    менських джералах XIV—XV ст.» (ср. 64). Несколько изданий имела также фотокопия завещания (Ф. Мюллер, Г. Алишан, X. Кучук-Иоаннисян, Г. Петрович). Завещание хранилось в армянском суде Каменца, затем оно перешло к частным лицам (Е. Сецинский, Город Каменец-Подольский, стр. 178). В 1917 или 1918 г. документ был увезен в Варшаву, где и был уничтожен в 1944 г. Фотокопия завещания и фотоснимок церкви Синана хранились в каменец-подольском музее (Музей Подольского церковного историко-археологического общества. 2. Опись предметов старины, сост. Е. Сецинский, Каменец-Подольск, 1909, стр. 58), однако в годы гражданской войны они исчезли вместе с другими экспонатами музея.
    169 Бжишкян, стр. 141. Следуя Бжишкяну, церковь св. Николая, построенную Синаном, спутали с более поздней одноименной церковью также и другие

    [стр. 75]

    мы имеем право сомневаться в правдивости автора или авторов. Возможно, что они были знакомы с завещанием Синана, но возникла путаница из-за одинакового названия двух разных церквей.

    Эта большая, богатая и роскошная церковь, окруженная сводчатой галереей и имевшая высокую колокольню, не была построена Синаном. При ознакомлении с памятной записью, или вернее церковной хроникой, приведенной в книге М. Бжишкяна, чувствуется, что речь идет о другой церкви: «Господин Синан начал... строить этот святой храм во имя святого патриарха святого Николая чудотворца». Затем Кырым бей «построил купол и поставил позолоченный крест на главу святой церкви», господин Хачик расширил церковь и покрыл сводом и т. д.170 Создается впечатление, что Синан начал строить, а другие завершили. Между тем в завещании Синана ясно сказано: «Дал обет построить церковь во имя святого Николая... и теперь завершил». Речь идет об уже построенной и действующей церкви. Кроме того, в хронике написано о строительстве колокольни, а между тем церковь Синана не имеет колокольни.

    Синаном построена та церковь, о которой говорится на стр. 151 —154 книги М. Бжишкяна: «Эта церковь построена с восточной стороны св. Николая. Она маленькая, но красивая и построена из камня. Имеет три ризницы и хоры»171. М. Бжишкян предполагает, что церковь св. Благовещения (т. е. построенная Синаном церковь) самая старая из всех церквей, построенных армянами в Каменце, и что первоначально она была деревянной, а затем, в 1597 г., была построена из камня172. Источником такого предположения служит памятная запись, где прямо говорится, что церковь была деревянной. Говоря о двух церквах, носящих имя св. Богородицы, и об оставшихся памятных записях, М. Бжишкян пишет, что одна из них — церковь Благовещения, а другая, «по мнению некоторых, построена на месте св. Николая (новой церкви.—В. Г.)», но он отмечает, что это неверно и что у церкви Просветителя сохранились развалины другой, носившей имя Богородицы. Бжишкян нашел также старую памятную запись, «которая ясно упоминает имена двух храмов Богородицы»173.

    Следовательно, хронику начали вести после пожара (1602) и довели до 1627 г. Трудно судить, насколько удалось авторам от-

    ____

    авторы. Эта ошибка повторена и в нашей книге (см. Акты армянского суда города Каменец-Подольского, стр. 427—428).
    170 Бжишкян, стр. 141.
    171 Там же, стр. 151.
    172 Там же, стр. 152.
    173 Там же. стр. 148.

    [стр. 76]

    межевать сведения, сохранившиеся о двух одноименных церквах. Интересно отметить также, что авторы памятной записи не знали, что одна из них первоначально носила имя св. Николая, они пишут, что церковь «была построена во имя Благовещения св. Богородицы»174. Возможно, что они не путают, а имеют в виду другую церковь, а не построенную Синаном. Считаем, что эти вопросы нуждаются в дополнительном исследовании. Однако совершенно ясно, что сначала была построена церковь св. Николая (построенная Синаном), а затем уже большая церковь св. Николая, которая была разрушена в 30-х гг. XX в. Церковь Синана сохранилась до наших дней и теперь как архитектурный памятник XIV в. находится под охраной государства. До недавнего времени там помещалась часть государственного архива Хмельницкой области.

    Церковь Синана находилась на территории армянского кладбища. М. Доронович пишет, что кладбище очень старое (по его мнению — XIII в.) и в прошлом занимало более обширную территорию175. Когда Габриэл Айвазовский посетил его (1863), то там еще сохранились надгробные плиты с армянскими надписями. В описании его путешествия приводится одна из таких надписей: «В году ՉՂԲ (1343) умер и был похоронен пан Акоп, сын Амирджана»176. Здесь, если нет какого-либо недоразумения, то мы имеем дело с надгробной плитой, которая древнее церкви.

    На этом месте М. Бжишкян видел «большие надгробные плиты с армянскими надписями», на одной из которых была дата ՌԱ (1552)177. Впоследствии этими плитами была вымощена дорожка, ведущая от ворот до входа в церковь178. Погребения совершались также внутри церкви. Там был похоронен и католикос Мелькиседек, скончавшийся в Каменце 18 марта 1627 г. В хронике С. Рошки об этом читаем: «...погребен в стене освященной им церкви Благовещения св. Богородицы согласно своему завещанию»179. Могила католикоса находилась у северной стены церкви, где был вделан барельеф, который в конце прошлого века был еще на месте180. Затем часть барельефа была выравнена, чтобы удобней было повесить икону св. Николая181. Позднее выравнили и остальные части барельефа.

    ______

    174 Там же, стр. 152.
    175 М. Доронович, указ. соч., стр. 289.
    176 А. Суренянц, указ. соч., стр. 246.
    177 Бжишкян, стр. 152.
    178 Т. Беленький, указ. соч., стр. 442.
    179 С Рошка, Хроника, стр. 173.
    180 К. Кушнерян, Паломничество..., «Базмавэп», 1885, стр. 100.
    181 П. М. Батюшков, Подолия, стр. 77—78.

    Окончание: http://armembassy.com.ua/show/327498.html

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ArmEmbassy.com.ua активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Армянские новости в Украине ArmEmbassy.com.ua" обязательна.

    САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

    30 окт, 22:04

    25 сен, 21:14

    04 сен, 18:29

    01 сен, 18:33

    24 авг, 10:35

    22 авг, 18:33

    Армянские новости в Украине
    Электронная почта проекта: info@armembassy.com.ua

    Официальный сайт Посольства Армении в Украине находится по другому адресу
    bigmir)net TOP 100

    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    © Армянские новости в Украине. Все права защищены.
    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на ArmEmbassy.com.ua обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.