Город Золочев1, построенный на левом берегу притока Западного Буга реки Золочевки, был самым важным торговым центром Подолии на крайнем Западе. Первое письменное сведение о городе относится к 1441 г. Тогда польский король Владислав Варненчик, в числе других поселений, подарил Золочев польскому шляхтичу Яну Сенинскому2. В 1523 г. Сигизмунд I пожаловал Золочеву магдебургское право. В королевской грамоте этот населенный пункт упоминается уже как город3.
Как известно, магдебургское городское право, сложившееся в XIII в. в немецком городе Магдебурге, было распространено также в украинских городах, находившихся под властью Польши. В этих местах магдебургское право было более известно под названием «немецкого права». Города, обладающие магдебургским правом, «получали самоуправление, налоговый и судебный иммунитет, право собственности на землю, льготы в отношении ремесла и торговли и освобождались от феодальных повинностей (за исключением обозной). В городах славянских земель магдебургское городское право подвергалось более или менее существенным изменениям в зависимости от местных условий»4.
_____________________________
1 По-украински пишется «Золочiв», по-польски—«Złoczów». Ныне Золочев— город областного подчинения во Львовской области Укр. ССР.
2 В. Sokalski, указ. соч., стр. 212.
3 Там же.
4 Советская Историческая Энциклопедия, т. 8, М., 1965, стр. 883
[стр. 118]
Золочев отдален от Львова на 70 километров. Город был расположен на скрещении дорог, ведущих от коломийских и долинских соляных разработок на Волынь и в Литву, из Львова в Тернополь. Это обстоятельство открывало перед ним широкие перспективы для развития и превращения в крупный центр транзитной торговли. Однако из-за войн и особенно из-за набегов татарских орд Золочев периодически разрушался и опустошался. В 1532 г. Станислав Сенинский, наряду с десятком других сел, продал Золочев познанскому каштеляну Анджею Гурке, который предпринял решительные меры по восстановлению города и увеличению численности населения. В 1537 г. он освободил жителей от налоговых обязательств и развернул работы по восстановлению города и крепости5. Ему приписывается также идея приглашения в Золочев армян.
Польский историк Б. Сокальский пишет, что в 30-х гг. XVI в. в Золочеве обосновалось множество армян, а ленчицкий воевода Лукаш Гурка получил от короля Сигизмунда Августа средства для постройки армянской церкви6. В Золочеве армяне торговали рыбой и свининой, посадили большие фруктовые сады7. К сожалению, автор не указал источник, из которых он почерпнул эти сведения.
Польский исследователь Л. Харевичова, автор монографии о Золочеве, опубликовавшая ряд ценных архивных документов вместе с грамотой, выданной армянам Собеским, пишет, что армяне обосновались в Золочеве не при Гурках, а позже, когда город принадлежал уже Собеским8. Л. Харевичова пришла к такому заключению на основании грамоты Яна Собеского 1688 г., где говорится о том, что армян пригласил в Золочев владелец города Ян Собеский при посредничестве Даниэля Дзаруговича9.
Думаем, что авторы в обоих случаях не ошибаются. То, что Ян Собеский пригласил армян в Золочев, вовсе не означает, что при Гурках в городе армян не было.
В XVI в. Золочев подвергся многим испытаниям. Одни татары за этот период нападали на город десять раз10. В 1672 г. Золочев осадила турецкая армия под командованием Капудана паши. Крепость, с четырьмя хорошо укрепленными воротами,
_____________________________
5 В. М. Площанский, указ. соч., стр. 31.
6 В. Sokalski, указ. соч., стр. 213. См. также: Słownik geоgraficzny..., t. XIV, Warszawa, 1895, str. 629.
7 В. Sokalski, указ. соч., стр. 213
8 Ł. Charewiczowa, указ. соч , стр. 57.
9 Там же. стр. 179.
10 Iсторiя мiст i сiл Укр. РСР, Львiвска область, Киïв, 1968, стр. 365.
[стр. 119]
окруженная стенами и рвом, продержалась только шесть дней. Город попал в руки турок, которые ограбили и разрушили, а затем подожгли его11. Часть спасшихся от пленения горожан переселилась в другие места. В 1685 г. французский дворянин Ф. Далерак увидел в Золочеве фруктовые сады, честь насаждения которых приписывалась армянам. Он пишет, что в этих местах раньше жило много армян12. Следовательно, можно считать, что при Гурках в Золочеве существовала армянская колония, которая распалась вследствие набегов и, в частности, взятия города турками. Новые владельцы города—Собеские, озабоченные восстановлением города, провели ряд мероприятий, чтобы вернуть горожан или пригласить новых жителей. Армяне, среди которых было немало искусных ремесленников и опытных торговцев, могли принести восстанавливаемому городу большую пользу, поэтому в 1688 г. Ян Собеский заманчивыми предложениями пригласил их в свой город.
Однако следует отметить, что армяне начали вторично переселяться в Золочев более чем за десять лет до указа Собеского. В 1676 г., когда турки захватили Язловец, часть армян переселилась в Золочев13. С. Баронч считает 1676 г. датой основания армянской колонии в Золочеве14. Город был еще в разрушенном состоянии, и часть переселенцев уходит во Львов и в Броды15. Н. К. Кривонос предполагает, что в эти годы армяне переселялись в Золочев также из Каменца-Подольского16.
В своей книге Л. Харевичова опубликовала отрывок из письма короля Яна III Собеского (письмо датировано 10 апреля 1686 г.), где говорится: «Наша непреложная воля, чтобы вы, в нашем наследственном городе Золочеве, не запрещали людям армянской нации проводить богослужения и другие церковные обряды в часовне, построенной при госпитале, пока для них не будет вновь построена церковь»17. Следовательно, к этому времени в Золочеве уже проживало значительное число армян, если возникла необходимость предоставить им для богослужения одну из часовен города. Церковь, построенная при Гурках, по-видимому, была деревянной, несомненно сгорела в 1672 г. Обосновавшиеся в Золочеве армяне уже приняли унию с католической цер-
_____________________________
11 Там же.
12 Z. Uranowicz, Zarys dziejów miasta Złoczowa, Złoczów, 1914, str. 15—16
13 T. Gromnicki, указ. соч, стр. 73.
14 S. Barącz, Rys dziejów ormiańskich, str. 178.
15 S. Barącz, Żywoty sławnych Ormian w Polsce, str. 202, 244.
16 Н. К. Кривонос, Армянская колония в г. Золочеве, стр. 89.
17 Ł. Charewiczowa, указ. соч., стр. 59.
[стр. 120]
ковью, поэтому львовский римо-католический архиепископ дал свое согласие (12 апреля 1686 г.) на предоставление армянам вышеупомянутой часовни18.
Этот новый прилив армян в Золочев возглавлял Даниэль Дзаругович, обращавшийся потом к польскому королю с просьбой предоставить армянам различные привилегии. Дзаругович, который был богатым торговцем и в 1687—1688 гг. участвовал в ярмарках в Ярославе, стал войтом армянской колонии.
Следует предположить, что средства для строительства новой армянской церкви дали владельцы города, которые, как далее увидим, взяли на себя также расходы по материальному обеспечению армянского священника и ремонтированию церкви. Эта церковь была построена на Тернопольской улице, на небольшой площади, граничащей со старым и новым рынками. На ее месте впоследствии было построено здание суда. Л. Харевичова указывает, что в окрестностях армянской церкви находилось и армянское кладбище19.
Дата построения церкви неизвестна. Видно, что больничной часовней армяне пользовались вплоть до начала XVIII в. В книге для регистрации смертей армянской колонии, до 20-х гг. нашего столетия хранившейся в римо-католическом костеле в Золочеве, имеется упоминание о том, что до 16 августа 1710 г. армяне хоронили умерших на кладбище приходского костела, так как своего не имели. После они хоронили покойников около армянской церкви20. Значит, в это время и закончилось строительство церкви. С. Баронч пишет, что эта церковь была деревянной21.
Золочев был важным торговым центром. Согласно грамоте 1523 г. было разрешено проводить в этом городе еженедельную торговлю и две ярмарки в год22. В 1553 г. с согласия Сигизмунда Августа количество ярмарок было доведено до трех23. Армяне принимали активное участие в торговле, занимались ремеслами, а также изготовлением и продажей спиртных напитков. Кроме товаров ремесленного производства золочевские торговцы продавали зерно, меха, рыбу, фрукты24. Армяне занимались также оптовой торговлей лошадьми и волами25. Желая удержать армян
_____________________________
18 Там же.
19 Там же, стр. 59.
20 Там же.
21 S. Barącz, Rys dziejów ormiańskich, str. 178.
22 В. М. Площанский, указ. соч., стр. 31.
23 Там же.
24 Iсторiя мicт i сiл Укр. РСР, Львiвска область, стр. 367.
25 В. М. Площанский, указ. соч., стр. 34.
[стр. 121]
в своем городе, Ян Собеский предоставил им право на самоуправление, освободил от налогов на двадцать лет и на свои средства построил для них шесть домов.
Л. Харевичова пишет, что это были добротные дома, печи были облицованы расписными керамическими изразцами26. Управлять колонией должен был армянский войт. Он был правомочен решать гражданские и уголовные дела. Истцы имели право апеллировать к владельцу города. Правомочие армянского войта распространялось и на тех армян, которые приезжали в Золочев на ярмарку. Существовали судебные книги, в которые записывали не только судебные, но и нотариальные дела (например, продажа недвижимого имущества армян). Такие же записи заносились и в городские книги.
В 1578 г. в Золочеве было два сахарных завода, два винокуренных котла. В городе работало всего 12 ремесленников27. Но ремесленное дело продолжало развиваться, и впоследствии там были организованы цеха ткачей, гончаров, чинбарей и портных. В 1666 г. в Золочеве работало несколько кузнецов, бондарей, слесарей, столяров, ювелиров, мечников, токарей, котляров и седельников, образовавших единый общий цех28. В XVIII в. золочевские мастера изготовляли стекло и кирпич, занимались обработкой мрамора и дерева. Изделия золочевских ремесленников продавались не только на месте, но и в других городах Польши, в Молдавии и Турции29.
Армяне также занимались ремеслами, имели свою цеховую организацию, но, к сожалению, сведений об их занятиях не сохранилось. По королевской привилегии они имели право создавать «цеха для всяческих ремесел», и эти организации не зависели от действующих в городе украинско-польских цехов. Каждый год цеховые организации должны были избирать своего руководителя (цехмистра) и давать армянской церкви воск на выделку свечей. Все цеховые организации армян должны были подчиняться армянскому войту. Поскольку армяне имели свои цеха, то им запрещалось быть членами украинско-польских цехов30.
Золочев был знаменит как центр производства спиртных напитков. По данным 1767 г. в окрестностях Львова наибольший доход от напитков давали Жовква, Броды и Золочев31. По при-
_____________________________
26 Ł. Charewiczowa, указ, соч., стр. 56.
27 Icтopiя мiст i сiл Укр. РСР, Львiвска область, стр. 366.
28 Ł. Charewiczowa, указ. соч., стр. 71.
29 Icтopiя мiст i сiл Укр. РСР, Львiвска область, стр. 366.
30 Ł. Charewiczowa, указ. соч., стр. 70—71, 182.
31 Icтopiя мiст i сiл Укр. РСР, Львiвска область, стр. 366.
[стр. 122]
вилегии 1688 г. армяне имели право на изготовление ликеров и других спиртных напитков. Армяне, как и поляки, обязаны были часть напитков сдавать владельцу или арендатору города.
В случае смерти армянина, приехавшего в Золочев из других мест, его имущество передавалось на хранение армянскому магистрату. Если по истечении одного года и шести недель не появлялся никто из наследников или же не было найдено завещание, имущество покойного делили на две части, одна часть предоставлялась собственнику города, вторая—армянской церкви. Армянская община и городская управа были вправе распоряжаться имуществом умерших золочевских армян, не имевших потомков. По взаимному соглашению—если имуществом не распоряжались согласно завещанию—его можно было использовать для нужд города32.
23 января 1727 г., по просьбе армянского магистрата, королевич Яков-Людовик Собеский утвердил грамоту Яна Собеского от 29 октября 1688 г. Король Ян Собеский и его сын Яков-Людовик предоставили армянам такие же привилегии, какие они имели в Каменце-Подольском, Язловце и других городах. Золочевские армяне сами распоряжались делами общины, пользовались судебной автономией. Интереснее что армяне, на 20 лет освобожденные от налогов, по истечении этого срока все еще не выплачивали положенной суммы. В конце концов владелец города в 1707 г. вынужден был освободить их от долга33. Согласно описи города, составленной в 1782 г., армяне были освобождены от участия в выполнении барщины и дорожных работ. Налогом были обложены их дома. За дома, расположенные на рынке, в центре города, армяне платили 18 злотых, а за другие — 9 злотых34.
Все эти привилегии, с такой щедростью предоставленные армянам, свидетельствуют о той полезной деятельности, которую развернули они в этом городе. Их присутствие было важно для восстановления хозяйства города, налаживания торговли, развития ремесленного дела, поэтому владельцы города ничего не жалели, чтобы удержать армян в городе. Об этом же свидетельствует грамота Александра Собеского 1703 г. о материальном обеспечении священника армянской приходской церкви. Ее дополнил и утвердил Яков-Людовик Собеский 28 мая 1727 г. Из текста грамоты узнаем, что Ян Собеский и его сын Александр в свое
_____________________________
32 Ł. Charewiczowa, указ. соч., стр. 58, 181.
33 Там же, стр. 58.
34 Там же.
[стр. 123]
время выделили соответствующую сумму на содержание армянского священника в Золочеве35.
В 1705 г. на Золочев напали шведские войска, ограбили город и удалились лишь после того, как получили контрибуцию в 7000 злотых36. Сильно пострадали и золочевские армяне. Поэтому армянский священник Юзеф Кистотурович вновь обратился к преемнику Александра Якову-Людовику Собескому и попросил утвердить грамоту 1703 г. В 1727 г. Яков-Людовик ее утвердил, внеся только незначительные изменения37.
Из этой грамоты узнаем, что армянская церковь Золочева имела в городе два постоялых двора, один из которых находился у Тернопольских ворот, другой—на Тернопольской улице. Эти дома были освобождены от налогов, выплачиваемых городской управе и владельцу города. Сумму, необходимую для ремонта церкви, выделила казна королевича.
О позднем периоде жизни колонии, к сожалению, известно мало. В инвентаризационной описи книги, составленной в 1782 г., указана была и Армянская улица, тянувшаяся от крепости до рынка; на ней находились приходская церковь и госпиталь для престарелых38. С. Баронч пишет, что 31 октября 1775 г. армянским священником Золочева был Василий Дамянович, скончавшийся в 1800 г.39 В 1784 г. в Золочеве осталось всего 24 армянина40.
3. Уранович, изучивший метрические книги регистрации рождений, браков и смертей армянской церкви Золочева, пишет, что в армянской колонии Золочева последние похороны были совершены 15 марта 1783 г., последнее бракосочетание состоялось 6 июля 1784 г., последнее крещение—30 сентября 1787 г.41
В 1787 г. была произведена опись имущества армянской церкви и ее доходы были присовокуплены к доходам других духовных учреждений42.
_____________________________
35 Ł. Charewiczowa, указ. соч., стр. 182—184.
36 Iсторiя мiст i сiл Укр. РСР, Львiвска область, стр. 366.
37 Ł. Charewiczowa, указ. соч., стр. 182—184. Вышеназванный Ю. Кистотурович известен как автор описания чудес св. Каетана (излож. в 1718 г.), которое было опубликовано в Кракове в 1719 г. В этом сочинении говорится также об эпидемии чумы, распространенной в окрестностях Золочева в 1715 г.
38 Ł. Charewiczowa, указ. соч., сгр. 58.
39 S. Barącz, Rys dziejów ormiańskich, str. 178.
40 Там же.
41 Z. Uranowicz, указ. соч., стр. 22.
42 S. Barącz, Rys dziejów ormiańskich, str. 179.
[стр. 124]
Ф. К. Захарясевич закрытие церкви связывает с отсутствием материальных средств и с тем, что колония была не в состоянии содержать священника43. Нужно добавить, что закрытие церкви было естественным следствием распада армянской колонии.
Здание армянской церкви Золочева простояло до 80-х гг. XIX в. Оно упоминается в описании Золочева, сделанном в 1882 г.44 Однако в книге В. Площанского, вышедшей в свет 9 лет спустя, говорится, что в Золочеве от армян никаких следов не сохранилось. На месте церкви было построено здание городского суда45.
Источник: Вартан Григорян, ИСТОРИЯ АРМЯНСКИХ КОЛОНИЙ УКРАИНЫ И ПОЛЬШИ (АРМЯНЕ В ПОДОЛИИ) armenianhouse.org