• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • Политическая жизнь Армении
  • Украинско-армянские отношения
  • Культура и искусство Армении
  • RSS feed
  • Армяне в Каменце-Подольском - Часть 2
    Опубликовано: 2014-02-10 16:16:00

    Начало: http://armembassy.com.ua/show/327492.html

    [стр. 77]

    В XVII в. у церкви Благовещения жили армянские монахини. Развалины их дома при М. Бжишкяне еще существовали182. При владычестве турок была разрушена крыша церкви, выбиты окна и двери183. В XVIII в. купец-армянин Богдан Латинович реставрировал церковь, доставил необходимую утварь184, после чего там была установлена икона Богоматери, привезенная из Львова. После реставрации церкви св. Николая в 1767 г. икона была перенесена туда185.

    10 декабря 1810 г. скончался последний армянский священник церкви Благовещения Даниэль Левицкий. В начале 1811 г. по просьбе украинцев-униатов церковь была передана им. Украинцы переименовали ее в церковь св. Николая186. 15 мая 1840 г. она стала православной187.

    Новая армянская церковь Каменца, названная, как уже сказано, также именем св. Николая, находилась в центре армянского квартала. Вот как выглядела она по описанию М. Бжишкяна: «Церковь святого Николая — одно из выдающихся зданий города, и является знаменитым местом паломничества христиан из-за чудодейственной иконы Богоматери. Эта церковь каменная, украшенная колоннами, обширная, высокая и красивая, имеет шесть ризниц, в главной большой и великолепной ризнице есть икона святого Николая, в той же ризнице находится чудодейственная икона Богоматери, заключенная в медную рамку, которую открывают каждый субботний день»188.

    Об архитекторе этого сооружения не сохранилось никаких сведений. Авторы, оставив описание здания, видят в его архитектурных формах византийское влияние189. А. Суренян отмечает также армянские формы, смешанные с европейскими190. Он пишет, что даже местные, забывшие родной язык армяне, называют икону Богоматери «Ачакатар Аствацацин». Следует заметить, что из-за иконы так называли и церковь св. Николая, а Л. Мазирян просто пишет: «Церковь св. Богоматери»191. Поэтому был прав Алишан, поставивший под фотографией церкви св. Николая над-

    _____________________________

    182 Бжишкян, стр. 152.
    183 К. Кушнерян, Паломничество..., стр. 20.
    184 S. Barącz, Żywoty sławnych Ormian w Polsce, str. 279.
    185 E. Сецинский, Город Каменец-Подольский, стр. 154.
    186 М. Доронович, указ, соч., стр. 288.
    187 Там же, стр. 290—292.
    188 Бжишкян, стр. 136.
    189 Т. Беленький, указ. соч., стр. 441.
    190 А. Суренянц, указ. соч., стр. 246.
    191 Л. Мазирянц, указ. соч., стр. 199.

    [стр. 78]

    пись «Церковь св. Богоматери»192, что в свое время мы считали ошибкой193.

    Дата основания церкви св. Николая нам не известна. Отождествляя ее с церковью Синана, исследователи считали, что она построена в конце XIV в. Выше мы увидели, что это разные церкви, однако все остальные сведения полностью относятся к новой. Так, например, временем постройки новой каменной церкви вместо прежней деревянной Е. Сецинский считает 1495 г.194 Л. Мазирян пишет, что церковь, по всей вероятности, является сооружением XV в.195

    Церковь св. Николая многократно благоустраивалась и реконструировалась. В 1577 г. судья Михно на средства ходжи Андреаса из Кафы и при материальной поддержке вардапета Григора Варагеци «построил храм... вместе с внешней галереей и домом священника».

    В 1601 г. армянские судьи Каменца расширили притвор. В 1602 г. судья Михно построил каменную ограду вокруг церкви. Во время большого пожара 1602 г. церковь св. Николая также пострадала, но благодаря щедрым пожертвованиям армян вскоре была восстановлена196.

    Церковь сильно пострадала в годы турецкого владычества (1672—1699). 28 июня 1756 г. армяне начали реставрационные работы и закончили их 1 июля 1767 г.197 27 июня 1791 г. Львовский армянский архиепископ В. Туманович освятил восстановленную церковь198.

    Каменецкие армяне делали много пожертвований в пользу церкви. В памятной записи св. Николая перечисляются имена многих армян, подаривших церкви изделия из золота и серебра: кадила, лампады, кресты, хоругви, а также иконы, одежду, украшенную золотом и драгоценными камнями, и недвижимое имущество. Протоиерей Хачатур принес в дар церкви 11 рукописных книг, большая часть которых была «переплетена пергаментом»199.

    Имена лиц, сделавших пожертвования в пользу церкви, вы-

    _____________________________

    192 Алишан, Каменец, стр. 5.
    193 Акты армянского суда..., стр. 27.
    194 Е. Сецинский, Исторические сведения..., стр. 79.
    195 Л. Мазирянц, указ. соч., стр. 129.
    196 Бжишкян, стр. 146—148.
    197 Е. Сецинский, Исторические сведения..., стр. 79.
    198 S. Barącz, Cudowne obrazy Matki Najświętszej w Polsce, Lwów, 1891. str. 103.
    199 Бжишкян, стр. 147.

    [стр. 79]

    секали на мраморных плитах, которые прикреплялись к стенам церкви200.

    Долгие годы в церкви св. Николая хранились документы, имеющие важное значение для армянской общины. Здесь находились печать общины, знамя, грамоты, полученные от польских королей201, а также рукописные книги. В 1891 г. эти книги были перенесены в Петербург202.

    Самой большой святыней церкви была икона Богоматери, привезенная, по мнению некоторых, из города Ани203, другие считали, что она куплена в Крыму армянами-переселенцами204. Икона, по М. Бжишкяну, «вся покрыта серебром, кроме прекрасного, лучезарного лица, и в лучах над головой есть надпись золотыми письменами, которую до сих пор никто не сумел прочесть. Некоторые уподобляют их иудейским буквам, а другие — иным»205.

    Эта знаменитая каменецкая икона, как увидим ниже, была у армян, переселяющихся в Македонию, которые затем привезли ее во Львов, а в 1701 г. вернули в Каменец. В 1767 г. она находилась в церкви св. Николая, и осталась там до 20-х гг. нашего столетия. Согласно дошедшим до нас устным сведениям, икона была увезена в Харьков, после чего ее следы затерялись. Фотоснимок иконы, как указано выше, публиковался несколько раз. Г. Алишан опубликовал два снимка (в открытом виде и закрытую украшенной драгоценными камнями ставней)206.

    Церковь св. Николая с трех сторон была окружена крытым павильоном, где собирались представители армянской общины для обсуждения различных вопросов, касающихся колонии207.

    Ныне сохранились лишь часть ограды и сводчатые ворота, ведущие к центральному входу. В южную стену была вделана мраморная надгробная плита с надписью 1717 г. Там был похоронен тридцатилетний «крупный торговец», «благородный» Ованнес Барагамян, приехавший в эти края из села Канакер (Армения). М. Бжишкян описал эту надгробную плиту и опубликовал надпись с сокращениями208.

    _____________________________

    200 Л. Мазирянц, указ. соч., стр. 129.
    201 Е. Сецинский, Исторические сведения..., стр. 79.
    202 Там же, стр. 81.
    203 Л. Мазирянц, указ. соч., стр. 129.
    204 К. Кушнерян, Паломничество..., стр. 98; А.-Ю. Ролле даже указывает год, когда привезли рукопись — прибл. 1380 г. (см. его Zameczki podolskie..., t. III, str. 129).
    205 Бжишкян, стр. 136.
    206 Алишан, Каменец, стр. 40—41.
    207 Е. Сецинский, Исторические сведения..., стр. 79.
    208 Бжишкян, стр. 138.

    [стр. 80]

    X. Кучук-Иоаннисян опубликовал всю надпись вместе с русским переводом209. Когда церковь св. Николая была разрушена, эта надгробная плита, как и все остальные, исчезла. Однако около 15 лет назад, во время земляных работ, проводимых на этом месте, она была найдена и сейчас выставлена в Историко-краеведческом музее в г. Каменце-Подольском.

    Недалеко от развалин церкви св. Николая и по сей день стоит армянская колокольня (XVI в.), о сооружении которой в памятной записи церкви св. Николая сохранилось интересное сведение: «Собрались единодушные господа судьи и решили построить одну каменную колокольню для этого храма. И собрался вместе весь народ — большие и малые и начали строить, надеясь на божью помощь, [помогая] кто деньгами, кто самолично, кто лошадьми, кто волами, кто собственной силой и свершили...»210. Затем указано, что епископ Хачатур подарил «один большой и великолепный колокол...», еще один колокол подарил господин Григор211, продолживший строительство колокольни212. О дате ничего не сказано. Это должно было произойти до 1565 г., поскольку сын богатого каменецкого армянина Затика Григор умер в 1565 г.213 В период турецкого владычества была повреждена и колокольня, колокола были похищены, однако позже, при реконструкции церкви св. Николая, колокольня также была восстановлена. Колокольня была сильно повреждена во время первой и особенно второй мировых войн. В 1958 г. она была полностью реконструирована Комитетом по охране древностей Укр. ССР и сейчас объявлена памятником, находящимся под защитой государства214.

    Церковь св. Николая, считавшаяся попечительской215, не была главной церковью каменецких армян. Более известной была церковь св. Богородицы. В памятных записях созданных в Каменце рукописных книг писцы упоминают сперва церковь св. Богородицы, а затем св. Николая. Так поступает, например, Хаче-

    _____________________________

    209 X. И. Кучук-Иоаннесов, Сведения и заметки о старинных армянских рукописях и армянских надписях, находящихся в пределах России (II, Армянская надпись в Каменце-Подольском), «Древности Восточные», т. IV, М., 1913, стр. 10.
    210 Бжишкян, стр. 142.
    211 Там же, стр. 143, см. также Алишан, Каменец, стр. 17.
    212 Бжишкян, стр. 142.
    213 Алишан, Каменец, стр. 36.
    214 Вiрменська дзвiниця, текст пiдготували науковi працiвники Кам'янець-Подiльського iсторичного музею-заповiдника Н. К. Козлова, Г. М. Хотюн, Львiв, 1968.
    215 Н. Акинян, Каталог армянских рукописей Львова и Станиславова (на арм. яз.), Вена, 1961, стр. 54.

    [стр. 81]

    рес, сын Оксента, в памятной записи переписанной им Четьи-минеи216.

    В 1636 г. то же самое отмечал и Хачатур дпир, переписчик книги канонов217, а А.-М. Пиду пишет: «Церковь Успения [пресвятой Богородицы], являющаяся кафедральной»218.

    На месте церкви Богородицы сперва была маленькая деревянная церковь, которая не удовлетворяла потребности колонии, поэтому в 1522 г. была построена более большая219. Строительные расходы обеспечил Еолбей, сын господина Митко. Строительству помогали и делали подарки члены «Совета сорока братьев» и другие каменецкие богачи220. Церковь св. Богородицы была разрушена в 1672 г. во время обстрела города турками221. При М. Бжишкяне развалины ее еще существовали222.

    О церкви св. Степаноса А.-М. Пиду пишет, что она была маленькой, похожей на часовню223. По М. Бжишкяну эта «каменная, старая и очень прочная» часовня находилась в колокольне новой церкви св. Николая. «Рассказывают,—продолжает М. Бжишкян,— что один богатый старец построил ее близ своего дома, на противоположной стороне улицы, чтобы слушать оттуда церковную службу и литургию»224. Здесь хранились статуя Богоматери, привезенная из Жванца, несколько рукописей и барельеф на черном мраморе с надписью. Неполная расшифровка последней приводится в книге М. Бжишкяна. По всей вероятности это была строительная надпись церкви св. Степаноса, первоначально установленная над входом; после взятия города турками она была снята оттуда и при этом повреждена. Имя строителя церкви расшифровывается не полностью, но точно прочитана дата постройки — 1633 г.225 Е. Сецинский считает, что эта церковь также была разрушена в годы турецкого владычества226. Когда икона Богородицы была возвращена в Каменец, церкви св. Николая и Благовещения

    _____________________________

    216 Матенадаран им. Маштоца, рук. № 1788, стр. 506 б.
    217 Каталог армянских рукописей библиотеки мхитаристов в Вене, составил Акоп Ташьян из конгрегации мхитаристов (на арм. яз.), Вена 1895 стр 367.
    218 А. М. Fidou, Krotka wiadomość о obecnym stanie, początkach i postępie misji apostolskiej do Ormian, „Zródła dziejowe", t. 2, Warszawa, 1876, str. 14.
    219 С. Рошка, Хроника, стр. 196.
    220 Бжишкян, стр. 150—151.
    221 Е. Сецинский, Исторические сведения..., стр. 82.
    222 Бжишкян, стр. 148.
    223 А. М. Pidou, указ соч., стр. 14.
    224 Бжишкян, стр. 138.
    225 Там же, стр. 138—139.
    226 Е. Сецинский, Исторические сведения..., стр. 82.

    [стр. 82]

    были в разрушенном состоянии, поэтому 22 мая 1700 г. икона была торжественно установлена в часовне св. Степаноса, наскоро построенной в колокольне церкви св. Николая227. Предполагается, что часовня была названа именем св. Степаноса в память об одноименной церкви, существовавшей в Каменце228. Армяне построили в Каменце еще несколько церквей. А.-М. Пиду, упоминая существовавшие при нем (XVII в.) четыре армянские церкви в Каменце (Успения св. Богородицы, св. Николая, Благовещения, св. Степаноса), пишет, что «за пределами города находятся еще четыре или пять церквей в нескольких городах, но поскольку они долгое время пустовали, то перешли в руки католиков, кроме двух — св. Григория и св. Креста»229.

    Как видим, в Каменце и вокруг него в разное время существовало около десятка армянских церквей, следовательно этот город фактически был также и крупным религиозным центром. Его значение в духовной жизни польских армян было так велико, что в свое время Каменец называли «польским Эчмиадзином»230.

    Во время своего пребывания в Каменце М. Бжишкян жил в доме для священников — в двухэтажном каменном здании с многочисленными комнатами, «где в старину жил самостоятельный епископ»231. В Каменце действительно жили армянские епископы, и для них существовал специальный дом епископа, но эта колония не составляла отдельной епископской епархии. В послании католикоса Теодороса, написанном 18 августа 1390 г., Каменец упоминается как населенный пункт, входящий в Львовскую епархию. То же самое мы видим в посланиях католикоса Акопа III (26 января 1410 г.) и католикоса Аристакеса (середина XV в.)232. И тем не менее в работах некоторых авторов затрагивается вопрос о существовании в Каменце, а также в Луцке и Язловце епископского престола. 3. Обертыньский показал, что это мнение исходит от архиепископа польских армян А. Вардересовича. (1820— 1831), который в свою очередь ссылается на своего предшественника-архиепископа Симоновича (1799—1816). Он предполагает, что причиной послужило заявление Н. Торосовича, по которому, согласно старинной традиции, львовские архиепископы шесть месяцев в году жили во Львове, а шесть месяцев — в Каменце233.

    _____________________________

    227 М. Доронович, указ. соч., стр. 236.
    228 Е. Сецинский, Исторические сведения..., стр. 82.
    229 А. М. Pidou, указ. соч., стр. 14.
    230 Е. Сецинский, Исторические сведения..., стр. 75.
    231 Бжишкян, стр. 140.
    232 Алишан, Каменец, стр. 9, 221.
    233 3. Обертыньский, Польские армяне..., «Андэс амсорья», 1962, № 5—8, стр. 277.

    [стр. 83]

    Каменец был самым крупным духовным центром, входящим в Львовскую армянскую епархию, и, естественно, львовские епископы часто приезжали туда. Для этих длительных «командировок», несомненно, нужно было специальное жилище, и поэтому там был построен священнический дом или дом епископа.

    Приводя список армянских епископов Львова, Г. Алишан отмечает, что в местах, подвластных Львовской епархии, «в Польше, в Румынии и в сопредельных областях, кроме них бывали также и другие армянские епископы, подвластные ему или самостоятельные...»234 Далее он упоминает обосновавшихся в Каменце Ованнеса протоиерея (1577) и епископа Тороса (1627). Первого утвердил католикос Тадеос, а второго рукоположил католикос Мелькиседек235. Это явление, однако, носило случайный и временный характер. До избрания нового епископа для армяно-католической церкви России (1810) Каменец подчинялся духовной власти львовского армянского архиепископа.

    Столетиями каменецкие армяне сумели сохранить в чужой среде свои обычаи, быт и культуру, свой национальный облик.

    «Армяне — это Восток под львовским небом, — пишет В. Лозиньский,— их колония ютилась около кафедрального собора. Это кусочек Азии, брошенный на русскую землю, однако только в декоративном отношении, потому что в этой куче «персов», как их долго называли, загорелой и черноволосой, с кривыми саблями и горбатыми носами, говоривших на восточном языке, — «по-татарски», как говорит Ян Алембек, — стоящих одной ногой в Азии, другой — в Польше, находившихся в постоянном маятниковом движении между Ангорой и Львовом, между Токатом и Каменцем, между Ваном и Язловцем — в этой небольшой общине, длительное время напоминающей караван, отдыхающий во Львове, были принципы христианского общества, цивилизации и права. То, что армяне привезли с собой «из великой армянской Земли»,—они всегда так называли свою родину,— и сохранили в дальнейшем в своих обычаях и своем праве, начиная с XVI в. являлось уже скорее какой-то внешней красочной чертой, скорее только краской и декорацией, чем действительным национальным и общественным барьером, отделяющим от польского окружения»236.

    И действительно, армяне Польши , постепенно теряли свой национальный облик, ассимилировались. Этот необратимый процесс в разных городах протекал в разное время. Там, где связь с родной страной, с многолюдными армянскими колониями была

    _____________________________

    234 Алишан, Каменец, стр. VIII.
    235 Там же.
    236 W. Łoziński, Patrycjat i mieszczaństwo lwowskie, str. 236—267.

    [стр. 84]

    слаба, где община не пополнялась новыми переселенцами, ассимиляция шла быстрыми темпами.

    К концу XVII в. ополячивание уже было общим явлением в среде армян Польши. «До этого времени, — пишет В. Лозиньский,—они как бы стояли на окраинах польского общества, сомкнутые между собой и в своем маленьком мирке, поддерживаемом обычаями, религией, расой, удерживаемой в полной чистоте, со всех сторон укрепленные общественными учреждениями. А теперь как будто внезапно бросились в воду и потонули совсем, то здесь, то там выставляя только свои черненькие восточные головы»237.

    Армяне Каменца ассимилировались позднее по сравнению с другими армянскими колониями Польши. Одной из основных причин была тесная связь каменецкой колонии с родной страной, с другими многолюдными армянскими центрами. Эти связи явились причиной и того, что насильственное обращение каменецких армян в католичество произошло гораздо позднее, чем в других колониях.

    Попытки обращения каменецких армян в католичество были предприняты еще во второй половине XVI в.238 Когда в 1627 г. Н. Торосович был рукоположен в епископы, к нему во Львов явились представители каменецких армян и вместе с местными армянами заключили с Н. Торосовичем договор, по которому он обязывался быть твердым в своей вере, охранять вековые традиции армянской церкви, остаться верным Эчмиадзину. Этот договор дошел до нас в армяно-кыпчакском оригинале, польском и латинском переводах239.

    Но вскоре после этого, 24 октября 1630 г., Н. Торосович, нарушив договор, объявил о своем решении принять унию и с помощью городских властей Львова и иезуитов захватил армянскую соборную церковь Львова. Затем начался длительный период упорной борьбы, закончившийся победой сторонников унии. 12 августа 1666 г. Н. Торосович, вместе с А.-М. Пиду и другими лицами, насаждавшими католичество, прибыл в Каменец. А.-М. Пи-

    _____________________________

    237 W. Łoziński, Patrycjat i mieszczaństwo lwowskie, str. 277.
    238 Подробнее об этом см. Г. Петрович, Униатские попытки польских клирикалов и польские армяне (1550—1600), стр. 293—318.
    239 Латинский текст этого документа был опубликован в 1934 г. (см. Z. Obertyński, Die Florentiner Union der polnischen Armenier und ihr Bischofskatalog, Roma, 1934, str. 61—63), а армяно-кыпчакский вместе с переводом на русский язык в 1970 г. (Я. Р. Дашкевич, Э. Трыярски, Договор Н. Торосовича с львовскими и каменецкими армянами 1672 г. как памятник армяно-кыпчакского языка, „Rocznik órientalistyczny", t. XXXIII, z. 1, Warszawa, 1970, str. 77-92).

    [стр. 85]

    ду пишет, что на подступах к городу их встретила группа представителей армянского населения и духовенства. Очевидно это были сторонники унии, к которым присоединились священники, посланные от католического правления города240. По прибытии в Каменец в соборной церкви была отслужена литургия по униатскому обряду, но в тот же день в городе начались протесты. Армянские судьи заявили А.-М. Пиду, что примут унию лишь в том случае, если католикос всех армян даст на это свое согласие. Для осуществления обращения каменецких армян в унию А.-М. Пиду прибегает к помощи католического капитула города, предъявив им требования, состоявшие из шести пунктов. Затем при поддержке А.-М. Пиду Н. Торосович потребовал, чтобы армянские священники служили литургию «по католическому обряду». Узнав об этом, возмущенные горожане вышли на улицу. А.-М. Пиду пишет, что «дрожал от страха, чтоб не усилились беспорядки», поэтому «постарался, по мере моих возможностей, их успокоить». Затем он обращается к армянскому войту, «который взбунтовался больше всех», и под угрозой потребовал, чтобы тот утихомирил народ. Однако заместитель коменданта крепости, поляк, просил архиепископа не раздражать армян, так как поляков в Каменце мало, а украинцы неблагонадежны и город находится в руках у армян. Он считал, что Н. Торосович должен обратиться с письмом к папскому нунцию, поскольку армяне обещают исполнить распоряжение короля241. Было заключено обоюдное соглашение обратиться к польскому королю. Армяне собрали 2000 злотых, половину суммы внесла активнейшая противница унии — настоятельница армянских монахинь Каменца Сеферович242. Двум армянским судьям, отправлявшимся в Варшаву, были вручены также подарки, для подкупа придворных чиновников. А.-М. Пиду и Н. Торосович послали в Варшаву армянина Григора Бальсама, ставшего фанатичным католиком. Последний отправился 22 августа и прибыл в Варшаву несколько позже судей. Одновременно каменецкие армяне тайно отправили письмо католикосу и поручили посланным в Варшаву судьям затягивать переговоры в столице, пока прибудет ответ от католикоса243.

    Не дожидаясь ответа из Варшавы, А.-М. Пиду вместе со своими учениками начинает вносить в церковные книги изменения соответственно с католическим вероисповеданием244.

    _____________________________

    240 А. М. Pidou, указ. соч., стр. 58.
    241 Там же, стр. 58—67.
    242 Там же, стр. 70, 74.
    243 Там же, стр. 67—69.
    244 Там же, стр. 70.

    [стр. 86]

    В Варшаве армянские судьи из Каменца предстали перед королевой, папским нунцием и канцлером Николаем Пражмовским. В присутствии нунция и канцлера они имели спор с Г. Бальсамом, получившим образование у театинцев, но добиться чего-нибудь не смогли. 16 сентября 1666 г. королева Мария-Людвика отправила письмо А.-М. Пиду с выражением радости по поводу успеха начатого дела, а Н. Пражмовский письменно предложил каменецким армянам «незамедлительно принять все исправления, необходимые для святой унии с римской церковью... как это сделали все другие армянские города Польши»245.

    Армянские судьи Каменца, под предлогом рассмотрения дела на декабрьском сейме, старались оттянуть принятие унии, дожидаясь ответа от католикоса, но это им не удалось. Священники, которым с 12 августа было запрещено «служить литургию, если не хотят служить ее по католическому обряду», находились в материально затрудненном положении и первыми согласились на соединение с католической церковью. Н. Торосович обещал возместить их убытки. 1 октября 1666 г. армянские священники Каменца приняли унию и отслужили литургию по католическому обряду246.

    Задолго до этого каменецкие армяне обратились к епископу Погосу Токатеци, который в качестве нунция побывал в Каменце и в своем письме, написанном на обратном пути в Хотине, призывал не принимать унии. 20 мая 1666 г. из Хилама он послал ответное письмо каменецким армянам, в котором сообщал, что в данный момент католикос не может помочь им, так как сам находится в тяжелом положении; по этой причине Погос Токатеци советовал каменецким армянам подчиниться Николу Торосовичу247, то есть принять унию.

    Н. Торосовичу удалось заиметь это письмо, и оно было прочтено в церкви в переводе на армяно-кыпчакский язык248. Несмотря на то, что священники и некоторые из руководителей колонии признали унию с католической церковью, народ открыто не желал отказаться от исповедания своих предков. Многие из них, по признанию самого А.-М. Пиду, не ходили в церковь, «а другие желали в праздничные дни слушать литургию в Хотине, городе в Валахии». Но А.-М. Пиду удается запретить это. «По нашему требованию, — пишет он. — вынудил их бросить эти намерения за-

    _____________________________

    245 Там же, стр. 72.
    246 Там же. стр. 74—75.
    247 Там же, стр. 78—79.
    248 Там же, стр. 77.

    [стр. 87]

    меститель подольского коменданта, который запретил им выходить из города в предпраздничные и праздничные дни»249.

    Е. Сецинский отмечает, что после всего этого каменецкие армяне не признавали власти Н. Торосовича и в духовных делах подчинялись армянскому епископу Сучавы250. А спустя несколько лет, когда турки вошли в Каменец, армяне, не принявшие католичество, не захотели уехать из города вместе с другими: «Группа упорствующих, добавим — очень немногочисленная,— пишет А.-Ю. Ролле, — осталась под властью Турции, а большинство поспешило в Польшу»251.

    В результате упадка экономической и политической жизни Речи Посполитой во второй половине XVII в. чрезвычайно ослабела и военная мощь этого государства. Каменец, имевший исключительное значение в деле защиты южных и восточных границ Польши, фактически находился в запущенном состоянии. Еще за сто лет до обсуждаемых событий-—в 1573 г. на польском сейме говорилось о том, что каменецкая крепость находится в плачевном состоянии, а это весьма опасно при вероятных столкновениях с Турцией252. После этого мало что было сделано для укрепления Каменца, для увеличения оборонительной мощи города253.

    Летом 1672 г. трехсоттысячная турецкая армия под предводительством султана Махмеда IV переправилась через Дунай и двинулась на Украину. Передовой отряд, состоявший из 40 000 татар, вторгся в Подолию близ Могилева и на берегах Буга нанес поражение польскому войску. Основные силы двигались в направлении Каменца и в июле достигли Хотина. 4 августа к армии султана присоединились полчища крымского хана и войска турецкого ставленника гетмана П. Дорошенко. 8 августа турки осадили Каменец и начали обстреливать из пушек город, где укрылись 10 000 человек, бежавшие из окрестных селений, которые также принимали участие в обороне города. Естественно, что город активно защищали и армяне, хорошо знавшие турок и понимавшие, что ожидает их в случае падения города. Взорвав несколько укреплений Каменца, 15 августа вечером и ночью турки несколько раз штурмовали город, но понеся потери (около 2000 убитых) отступили. На следующий день осажденные, увидев, что под четырьмя башнями сделаны подкопы и что турки близки к успеху, были вынуждены начать переговоры об условиях сдачи города. Во время этих быстро закончившихся переговоров было достигнуто сог-

    _____________________________

    249 Там же, стр. 75.
    250 Е. Сецинский, Исторические сведения..., стр. 76.
    251 A J. Rolle, Wartabiet, str. 161.
    252 В. К. Гульдман, указ. соч., стр. 230.
    253 Е. Сецинский, Город Каменец-Подольский, стр. 32.

    [стр. 88]

    лашение о том, что польское войско, не сдавая оружия, покинет город, жители могут уйти вместе с войсками, а оставшимся гарантировались неприкосновенность жизни и имущества. В это время внезапно взорвался один из бастионов города и 2500 жителей погибло254.

    Вместе с польскими войсками город покинули многие армяне, но были и такие, что остались. Они были из тех «упорствующих», которые не захотели принять унию и предпочитали остаться под властью турок, но сохранить свое исповедание. 18 августа ключи Каменца были сданы паше турецких янычаров.

    Падение Каменца было значительным событием того времени. Эта крепость, считавшаяся неприступной и сотни лет защищавшая славянские земли от турецко-татарских завоевателей, была захвачена врагом, и дорога на Львов и другие районы перед турками была открыта. Они быстро завоевали Подольское воеводство, и поляки были вынуждены заключить с ними унизительный Бучачский мирный договор.

    Весть о падении Каменца распространилась всюду. Даже в дневнике армянского хрониста Закарии Агулеци, который жил в далеком Агулисе (Вост. Армения), появилась такая запись: «Османский царь султан Махмед, его визирь Махамад паша с аскярами пошли на ПОЛЬШУ до Каменца, взяли город Каменец со страной. Пошли с несметным войском»255.

    По случаю взятия Каменца султан объявил трехдневный праздник по всей Османской империи. «Дрогнул наш бедный престол, — сказал в это время один польский проповедник, — пошатнулись наши колонны, поскольку пала наша величайшая колонна — Каменец»256.

    Войдя в Каменец, турки приступили к обычному для себя грабежу и насилию. В городе был произведен жестокий «девширме» (сбор мальчиков). У родителей отняли 800 детей для пополнения рядов янычар. Началась «охота» за молодыми женщинами. Для гаремов султана, визиря и пашей было похищено много женщин, в том числе и жен шляхтичей. Из Каменца турки вывезли 100 телег, нагруженных ценными вещами257.

    Султан Махмед IV, вошедший в Каменец 24 августа, предоставил правление Подольского пашалыкства Халилу паше и, оставив при нем гарнизон из 20 000 воинов, в середине сентября двинулся на Львов258.

    _____________________________

    254 Там же, стр. 34—36.
    255 Дневник Закарии Агулеци (на арм. яз.), Ереван, 1938, стр. 105.
    256 Там же.
    257 Е. Сецинский, Город Каменец-Подольский, стр. 37.
    258 Там же, стр. 37.

    [стр. 89]

    Оставшиеся в Каменце армяне вскоре убедились, что жить в городе невозможно, и решили покинуть его. Е. Сецинский пишет, что они хотели вернуться в Армению259, но это им не удалось. В 1673 г. караван каменецких армян, состоявший из 600 человек, направился на юг. В своем историческом очерке «Под крестом» А.-Ю. Ролле описал одиссею армянских переселенцев260. В числе переселенцев были знатные купцы Сеферы, Буддаговичи, Вардановичи, Миссыровичи, Аваговичи, а также 14 каменецких монахинь, которые несли с собой известную икону Богоматери. Другая группа армян направилась в Адрианополь.

    После месяца скитаний, во время которых переселенцы старались держаться подальше от тянувшегося по берегу Днестра так называемого «татарского шляха», по которому турецкие войска беспрерывно двигались в Польшу, они достигли берегов Черного моря и, наняв три корабля, вышли в открытое море. Но на море поднялась буря и погнала корабли в другом направлении. В документе, посвященном истории переселения армян из Каменца и основании ими церкви св. Георгия в Пловдиве261, говорится, что «один из кораблей достиг Галатии Константинопольской262, а дру-

    _____________________________

    259 Там же, стр. 81.
    260 Dr. Antoni J., Nowe opowiadania historyczne, Lwów, 1878, str. 3—82 (второе издание — в 1883 г. во Львове).
    261 Полное заглавие этого документа: «Описание святой церкви (Краткая история постройки святой церкви имени святого Георгия в Филиппополе, а также приключения народа каменецкого)». Автор — Еремия дпир (писец), изложивший этот документ 13 апреля 1677 г. в церкви Богородицы в Константинополе, на основе письма каменецких армян Матеосу Челеби. 16 июня 1828 г. адрианопольский епископ Месроп составил его краткий текст. В том же году рукопись переписал Петрос Тер-Степанян (опять в Адрианополе). Сохранилась и дошла до нас эта последняя копия, которая хранилась в Пловдиве, в архиве армянской церкви св. Георгия. Оригинал «Описания» опубликовал А. Кюрдян в 1927 г. (см. А. Кюрдян, Переселение армян из Каменца в Филиппополь (1670— 1674), один исторический документ (на арм. яз.), «Базмавэп», Венеция, 1927, август-сентябрь, стр. 237—239). Затем эту рукопись обстоятельно исследовал Ерванд епископ Пертахчян и широко использовал в своей работе «Возникновение армянской колонии Филиппополя и ее церковь (1675—1828—1929)» (на арм. яз.), опубликованной в Пловдиве в 1929 г.
     В 1972 г., побывав в Болгарии, мы привезли эту рукопись вместе с 300 документами, бывшими в пловдивской армянской церкви. Поскольку публикация А. Кюрдяна имеет множество ошибок, то мы намерены осуществить новую публикацию этого интересного документа.
    262 В подстрочном примечании Е. Пертахчян отмечает, что речь идет не о Константинопольской Галатии, а о той, что находится недалеко от Варны (см. указ. соч., стр. 2).

    [стр. 90]

    гой — берега Черного моря напротив Бургаса, у крепости Сюзеполь, а третий застигнут был сильной бурей в южной части напротив Понта, разбит был бурей и девяносто человек, бывшие на нем, упав в воду лишились жизни»263.

    Армяне, достигшие суши, а также те, которые направились в Адрианополь, по приказу султана получили разрешение обосноваться на жительство в Македонии264. Благодаря материальной поддержке богатого константинопольского армянина Абрама Челеби каменецкие армяне прибыли в Филиппополь (ныне г. Пловдив).

    Армяне обосновались в этом древнем болгарском городе задолго до этого. Когда в 1611 г. Симеон Леаци посетил этот город, там жило 100 армянских семей, затем колония частично распалась, как отмечает историк С. Овнанян. Но тот факт, что в 1665 г. Пловдив посетил епископ Егиазар Айнтапци, дал возможность исследователю заключить, что в то время в Пловдиве жило еще значительное число армян265. Вероятно, именно поэтому при выборе места для жительства армяне отдали предпочтение городу на берегу Марицы. Однако переселенцев ожидало новое несчастье. В городе вспыхнула жестокая эпидемия, которая, по словам историка, «косила людей, избавляя от горестей здешней неустойчивой жизни, и поэтому снова повергнуты были в траур и печаль»266.

    Когда эпидемия прошла, каменецкие армяне решили иметь свою собственную церковь и с этой целью послали к султану делегацию. Султан приказал предоставить армянам одну из восьми греческих церквей Пловдива. Греки с неохотой уступили армянам церковь св. Георгия, которая, однако, нуждалась в реконструкции. С помощью того же А. Челеби каменецкие армяне начали ремонтировать церковь. Но вскоре Абрам Челеби скончался, и армяне обратились к его сыну — Матеосу Челеби, «рассказали ему про благодеяния отца и то, как он дал предварительно некоторую сумму, и то, как обещал оплатить все расходы». Представили также счет — 1636 «марчил». Матеос Челеби дал им эту сумму. В ответном письме, в котором обосновавшиеся в Пловдиве армяне выражали свою благодарность, они изложили также историю своего переселения. Именно это письмо и послужило основой для Еремии дпира при изложении им «Описания...»267.

    До Пловдива дошла лишь половина переселенцев из Каменца — 300 человек. Эта маленькая община имела своего войта, су-

    _____________________________

    263 Е. Пертахчян, указ. соч., стр. 2.
    264 Там же, стр. 3.
    265 С. В. Овнанян, Армяно-болгарские исторические связи и армянские колонии в Болгарии во второй половине XIX в., Ереван, 1968, стр. 43.
    266 Описание святой церкви, стр. 3.
    267 Там же, стр. 5—8.

    [стр. 91]

    дей. Переселенцы постепенно привыкали к новым условиям, занимались торговлей и пр., но все же «прекрасная страна, — пишет М. Доронович, — не привлекала их, их взоры постоянно были обращены на далекий север,— в родную Подолию, которая так пострадала в борьбе с сильным врагом»268.

    Они понимали, что избавиться от турецкого владычества можно лишь переселившись в Польшу, и потому начали покидать Македонию. Сначала уехали богатые торговцы. Вместе с монахинями уехал мальчик, по имени Степан Агопсо, лишившийся родителей при взятии турками Каменца и усыновленный одной из монахинь. Впоследствии он оставил очень интересное описание этого переселения. Сколько было переселенцев, нам неизвестно. Надо полагать, что не все уехали из Пловдива.

    После долгих скитаний каменецкие армяне достигли Львова. В 1682 г. туда прибыл и каменецкий армянин Каспер Бутахович, привезший с собой икону Богоматери. Он становится попечителем братства армян, уехавших из Каменца269.

    В Каменце под властью турок осталось несколько армянских семей, попавших в тяжелые условия. С их положением ознакомился французский инженер Филипп де Массон Дюпон, бывший на службе у поляков. В 1687 г. он побывал в занятом турками Каменце и несколько недель жил в одной армянской семье. В его воспоминаниях сохранились сведения об армянах, подпавших под жестокое турецкое иго270. В городе было много пленных, для выкупа которых группа священников, во главе с польским армянином Михаилом Испанским, в январе 1688 г. направилась из Львова в Каменец. Среди них находился и Степан Агопсо, который остался в Каменце в качестве переводчика. На свои весьма ограниченные средства священники смогли выкупить всего несколько пленных, остальные избавились от плена при освобождении Каменца271.

    Каменец-Подольский и вообще вся Подолия были освобождены от турецкого ига в 1699 г. на основании Карловицкого мирного договора, который, как известно, был заключен благодаря энергичным усилиям русского государства.

    _____________________________

    268 М. Доронович, указ. соч., стр. 259.
    269 Там же, стр. 261.
    270 Я. Р. Дашкевич, Армянские колонии на Украине..., стр. 96.
    271 М. Доронович, указ. соч., стр. 264. Турки продавали пленных по следующим ценам: молодых мужчин — за 800 злотых, пожилых — за 300 зл., пожилых женщин — за 200 зл., молодую женщину с ребенком — за 1000 зл. (см. там же, стр. 264).

    [стр. 92]

    Турки нанесли большой ущерб этому некогда цветущему и благоустроенному городу. Они превратили в руины многие кварталы. Для восстановления укреплений и строительства новых турки разрушили много каменных строений, а деревянные дома и церкви ломали на топливо. Часть уцелевших при обстреле и взятии города церквей превратили в мечети, а другие использовали как казармы и конюшни. Почти каждый год поляки пробовали вернуть Каменец, несколько раз они подходили к городу и обстреливали его, но взять не смогли272. При этих столкновениях Каменец подвергался новым разрушениям.

    Турки оставили Каменец 22 сентября 1699 г. Вместе с польскими войсками из Галиции возвратилось и армянское население города. Руководителями возвратившихся армян были армянские священники Асланович, Фарухович и Богданович. Последний из них, Ромуальд Богданович, был наделен литературным талантом, он оставил описание освобождения города от турецкого ига и восстановления церквей273.

    Перед обедневшими и численно значительно сократившимися жителями города стояла очень трудная задача восстановления и благоустраивания города. Насколько медленно продвигалась эта работа, видно из докладной записки комиссии, созданной через год—15 сентября 1700 г. по указанию каменецкого старосты274. Из докладной записки узнаем, что армянский квартал также сильно пострадал и дома армян были в большинстве разрушены или покинуты275. Когда в 1704 г. бежавший из Львова вследствие наступления шведов Акоп Багдасарян приехал в Каменец, то увидел, что город «изменился от разрушений, я еле узнавал улицы»276.

    Численность армян значительно сократилась. Еще в середине XVII в. 42 армянских семейства удалились из Каменца и обосновались в Тысменице277, а при наступлении турецких войск многие из каменецких армян перебрались в Станислав278 и присоедини-

    _____________________________

    272 Там же, стр. 271.
    273 Е. Сецинский, Город Каменец-Подольский, стр. 46.
    274 См. Описание города Каменца, составленное комиссией, наряженною Каменецким старостою 1700 сентября 15, «Архив Юго-Западной России», ч. VII, т. I, Киев, 1886, стр. 556—583.
    275 Там же, стр. 583.
    276 Алишан, Каменец, стр. 159.
    277 Бжишкян, стр. 124—125. Тысменица, ныне сельский населенный пункт в Ивано-Франковской области Укр. ССР.
    278 Ныне город Ивано-Франковск.

    [стр. 93]

    лись к обосновавшимся там армянам279. Некоторые переселились во Львов и другие места. Выше мы видели, что большая группа переехала в Македонию. Затем небольшая часть их возвратилась. После всего этого многолюдная каменецкая колония больше не смогла достичь прежнего состояния.

    После освобождения Каменца польский, украинский и армянский магистраты возобновили свою деятельность. Вскоре польские власти осуществили свое давнишнее желание — украинский магистрат присоединили к польскому, создав объединенный польско-русский (украинский) магистрат. Тем самым права украинского населения города еще больше ограничились, усилились гонения против них. В «Архиве Юго-Западной России» опубликовано решение польско-украинского магистрата об управлении городом, вошедшее в силу 1 июля 1706 г.280. По этому решению в городе восстанавливались прежние порядки и обычаи. К этому времени в городе уже шла оживленная торговля. Есть сведения о том, что 10 октября 1708 г. старостинский суд Каменца подверг штрафу польско-украинский и армянский магистраты из-за нарушения городскими торговцами цен, установленных подольским подвоеводой281. Из другого документа узнаем, что 14 марта 1710 г. армянский магистрат Каменца дал согласие на причисление некоего Гаврила Вартурешовича (очевидно Вардересович.—В. Г.) к сословию горожан и на принятие его в состав совета «сорока братьев»282. Следовательно, совет «сорока братьев» к этому времени уже возобновил свою деятельность.

    Город, еще не залечивший ран, нанесенных войной и иноземным владычеством, нуждался в привилегиях, поэтому возникла необходимость отправить в столицу делегацию. Польско-украинский и армянский магистраты Каменца избрали и послали делегатов. Во врученных им приказах от 19 марта 1712 г. говорится о том, что им следует добиться от польского сейма утверждения всех прежних прав, а также получения новых привилегий, в числе которых самой важной было освобождение города от налогов283. Из сохранившихся документов можно заключить, что права города были утверждены, была принята также просьба об упразднении налогов.

    _____________________________

    279 В. Грабовецкий, Армянская колония в Станиславе в XVII—XVIII вв. (из истории армянских колоний на Западной Украине), «Известия» АН Арм. ССР (общ. науки), 1958, № 6, стр. 45.
    280 Архив Юго-Западной России, ч. IV, т. I, стр. 227.
    281 Там же, стр. 232—233.
    282 Там же, стр. 237.
    283 Там же, стр. 249—250.

    [стр. 94]

    В эти годы польский магистрат стремился подчинить себе также и армянский магистрат и ограничить права армянского населения. Это стремление ясно выражено в заявлении бургомистра польского магистрата Николая Павлича польскому правительству, датированном 26 марта 1719 г. Он заявлял, что армяне Каменца и их войт Степан Милконович отказываются подчиниться польскому магистрату и сконцентрировали в своих руках все ремесла. Чтобы поколебать доверие центрального польского правительства к армянам и скомпрометировать их, бургомистр пишет также, что армяне, якобы, вытесняют поляков из города и другими противозаконными поступками наносят ущерб городу284. В качестве примера гонений против армянской общины М. Доронович приводит тот факт, что армяне оставляли свою общину и вступали в польскую285. Армянский магистрат старался сохранить свои права и постоянно боролся за это с польским магистратом.

    Центральные власти стремились способствовать восстановлению Каменца. Город получил ряд привилегий, туда были перенесены ярмарки, ежегодно организуемые в Язловце. Идя навстречу желанию горожан, Август II 12 декабря 1725 г. дал указ не разрешать евреям обосновываться в Каменце и заниматься торговлей, в то же время городским властям дается указание облегчить положение населения286. В какой степени было осуществлено это распоряжение, нам неизвестно, но ясно одно, что гонения против городского населения стали причиной жалоб и, как видим, были предприняты попытки «смягчить» притеснения местных властей. Городу, однако, было нелегко устранить все последствия войны, поэтому в 1742 г. король посылает комиссию для ознакомления с состоянием Каменца и оказания помощи его восстановлению. В одном из постановлений комиссии говорилось, что армянская община обязана была внести в общую кассу какие-то налоги, но не заплатила287. В документе, составленном через пять лет, в августе 1747 г., сказано, что армянская община не выполнила этого решения288. Подобный «недочет» армянской общины, всегда добросовестной, следует объяснить не только нехваткой материальных средств, но и тем, что община считала это требование незаконным или утрированным.

    В начале 20-х гг. XVIII в. каменецкая армянская община получила неожиданное пополнение. Берегов Смотрича достигли новые группы переселенцев из Армении. Однако они были не обыч-

    _____________________________

    284 М. Доронович, указ. соч., стр. 279.
    285 Там же.
    286 Там же, стр. 314—315.
    287 Там же.
    288 Там же, стр. 329—346.

    [стр. 95]

    ными переселенцами, а участниками армянского освободительного движения, которые не имели намерения навсегда обосноваться на подольской земле. Они намеревались вернуться на родину через Россию. В письме от 27 октября 1727 г., адресованном одному из руководителей армянского освободительного движения начала XVIII в. Минасу Вардапету и доставленном в Москву пятью представителями обосновавшихся в Каменце и его окрестностях армян, говорится, что до этого через посредников они обращались к русским властям, изъявляя свою готовность служить русскому царю. Однако их заявления остались без ответа. Теперь они снова просили, «чтоб был приказ о поступлении на службу». 14 февраля 1728 г. это письмо, в переводе на русский язык, было вручено коллегии иностранных дел России. Затем в коллегию были приглашены лица, доставившие письмо — Аввакум Минасов из Нахичевана, Балтазар Назарев из Тигранакерта и другие, которые заявили, что шесть лет назад из-за нападения турок они покинули Иран и перебрались в Каменец-Подольский, а их семьи погибли или попали в плен, некоторые укрылись в Сыгнахах (Карабах). Они сообщили, что в разное время вследствие нападения турок в Каменец переселилось 500 армян, их руководителями являются Исаак, Мартирос и Манук. Эти армяне живут в Каменце-Подольском, окрестных городах, а также в Валахии, Венгрии и в других странах. Они ждут разрешения русского царя, чтобы двинуться через Россию в Сыгнахи. Делегаты сообщили также, что обосновавшиеся в Каменце и его округе армяне — переодетые воины, некоторые из них имеют ружья и коней и, получив разрешение, готовы своими средствами осуществить эту поездку.

    Русские власти удовлетворили просьбу армян, о чем сообщили им трое из делегатов и сопровождавший их русский солдат. В июле того же года в Москву прибыли 22 армянина, которые обратились к канцлеру Головину, прося разрешения направиться в Сыгнахи. Среди них были Петрос вардапет, сын Хачатура, Григор, сын Степана, и др. 8 сентября через Киев в Москву прибыли еще четверо армян, которые заявили в коллегии иностранных дел, что из руководителей армян знают лишь Исая, который в то время вместе с 60 другими армянами находился в Каменце-Подольском. Вместе с ним было и другое известное лицо — Алаверды. Исай также хотел приехать в Россию, чтобы оттуда отправиться в Сыгнахи. Они заявили, что если не будет препятствий, то туда отправятся еще 300 армян из Польши. Коллегия им также разрешила отправиться в Закавказье.

    Самым важным лицом среди уехавших в Сыгнахи армян был Григор, сын Степана (или Григор Степанов), который в документах назван полковником, а затем — юзбаши. Под его руковод-

    [стр. 96]

    ством отряд, состоявший из приехавших из Каменца армян, в 1730 г. участвовал в обороне Сыгнахов и затем в том же году перебрался в Россию.

    Об этих воинах в последнее время писалось много. Были опубликованы их заявления, документы, составленные в коллегии иностранных дел289, поэтому мы не намерены вдаваться в подробности. Необходимо лишь отметить, что опубликованные материалы относятся к небольшим группам армянских воинов, которым удалось вернуться на родину и принять участие в освободительной борьбе, о судьбе остальных сведений нет. Можно предположить, что не всем удалось осуществить свое намерение. Часть переселенцев вынуждена была остаться и присоединиться к своим соотечественникам, жившим в этих местах. Из документов видно, что жили они в разных странах, занимались торговлей, участвовали в ярмарках, часто передвигались из одного места в другое.

    _____________________________

    289 Письмо от 27 октября 1727 г., адресованное Минасу вардапету, впервые опубликовал историк Ашот Иоаннисян в 1921 г. (см. А. Иоаннисян, К вопросу о возникновении армяно-русской ориентации (на арм. яз.), Эчмиадзин, 1921, стр. XXXVII—XXXIX). Но задолго до этого, в первой части сборника «Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа», изданного в Москве в 1833 г., были опубликованы аннотации этого письма и ряда других документов, относящихся к данному вопросу (стр. 367—369, 372). С документами, относящимися к армянам, уехавшим из Каменца в Сыгнахи, подробно ознакомился историк П. Арутюнян (см. П. Т. Арутюнян, Освободительное движение армянского народа в первой четверти XVIII века, М, 1954, стр. 187—188). В 1958 г. с докладом об этих материалах на научной сессии Ереванского государственного университета выступил историк В. Парсамян (см. «XL научная сессия» (тезисы докладов), Ереван, 1958; стр. 71—73). В 1962 г. историки В. Восканян и В. Мартиросян опубликовали несколько документов об интересующем нас вопросе, снабдив их кратким предисловием, комментариями, фотокопиями (см. В. К. Восканян, В. М. Мартиросян, Участие польских армян в восстании Давид-бека (на арм. яз), «Историко-филологический журнал» АН Арм. ССР, 1962, № 4, стр. 193—216). В том же году издательством Ереванского университета была выпущена книга В. А. Парсамяна «Участие польских армян в восстании Давид-бека (новые материалы об армянском освободительном движении XVIII века)», (Ереван, 1962), где были помещены 27 документов по данному вопросу, с переводами и фотокопиями. К книге предпослано предисловие на армянском и русском языках. Затем по этому вопросу на страницах «Историко-филологического журнала» шла дискуссия (см. «Историко-филологический журнал» АН Арм. ССР, 1964, № 3, стр. 173— 177, 1965, № 2, стр. 262—274). В 1967 г. важнейшие из этих документов были опубликованы в сборнике, посвященном армяно-русским отношениям (см. Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века, сборник документов, т. II, ч. II, под ред. Ашота Иоаннисяна, Ереван, 1967, стр. 297—315).

    [стр. 97]

    Но центром был Каменец, оттуда велись переговоры и там формировались отряды, отправлявшиеся на родину. Этот факт свидетельствует о сердечном отношении к ним жителей Каменца, которые гостеприимно приютили своих земляков и, несомненно, помогли им в сношениях с русскими властями и в осуществлении столь дальнего и опасного путешествия. Они сознавали, что спасение их родины, стонавшей под игом чужеземных поработителей, возможно лишь путем вооруженной борьбы и что в этой борьбе можно надеяться только на помощь могущественного северного соседа— русского государства.

    Новоприбывшие армяне, часть которых шесть лет жила в Каменце, а другие, по всей вероятности, навсегда остались там, в какой-то мере способствовали возрождению патриотические духа в этой ассимилирующейся колонии, но это уже не могло помешать ополячиванию большинства каменецких армян, забывших родной язык и принявших унию.

    Жителей Каменца, еле избавившихся от последствий турецкого нашествия и двадцатисемилетнего владычества турок, ожидали новые бедствия. 29 августа 1738 г. в городе вспыхнула эпидемия чумы, длившаяся до 19 января 1739 г.290 Погибло много жителей Каменца, в том числе и армян. М. Доронович пишет, что на армянском кладбище близ церкви Благовещения в это время было похоронено очень много армян291. Но еще страшнее была чума

    1770 г., начавшаяся 8 августа и продолжавшаяся до 2 февраля

    1771 г. В городе началась паника, закрылись все церкви и лавки, большая часть жителей покинула город. Но спастись от болезни было нелегко, поскольку она свирепствовала по всей Подолии. Эпидемия, длившаяся шесть месяцев, истребила половину населения Каменца. Число умерших в Каменце и его округе доходило до 30 000292. Оставшиеся в живых начали возвращаться лишь в марте 1771 г. В дни эпидемии на кладбище у церкви Благовещения было так много захоронений, что армяне вынуждены были закрыть ее293. Эпидемия нанесла огромный урон также и экономике края, а для численно сократившейся и начавшей ассимилироваться армянской колонии она была непоправимым ударом.

    Ассимиляция каменецких армян после всего этого пошла еще быстрее. Не выдерживая конкуренции евреев, в XVIII в. получивших разрешение обосноваться на жительство в Каменце, богатые армянские купцы приобретали дворянское звание, покупали поместья и переселялись в свои села. А.-Ю. Ролле отмечает, что в

    _____________________________

    290 В. К.Гульдман, указ. соч., стр. 327.
    291 М. Доронович, указ. соч., стр. 289.
    292 В. К. Гульдман, указ. соч., стр. 327.
    293 М. Доронович, указ. соч., стр. 289.

    [стр. 98]

    окрестностях Каменца не было такой дворянской семьи, в жилах которой не текла бы кровь армянина294.

    Польские власти постепенно упраздняли национальное самоуправление в Каменце. Еще в 1670 г. польским сеймом было принято решение лишить украинцев Каменца права на самоуправление, однако наступление турок и взятие ими города задержали выполнение этого постановления. В 1703 г., несмотря на сопротивление украинцев, это решение было претворено в жизнь295. Созданная комиссия («Boni ordinis») ликвидировала 3 февраля 1790 г. самоуправление армян, перенеся армянский суд и правление в польский магистрат296.

    Через год был опубликован акт польского правительства о религиозной терпимости, под названием «Конституция 3 мая», но было поздно, армяне давно уже приняли унию и ассимилировались. Число армян, обратившихся в унию, в Речи Посполитой к этому времени достигло 10 000297.

    После второго раздела Речи Посполитой, когда Подолия была включена в состав России, армяне-католики Каменца в духовных делах подчинялись римско-католическому епископу Могилева-Подольского (1793—1810), а после 1810 г. — армянскому епископу Подолии в Могилеве-Подольском. В 1820 г. в Каменце осталось не более 70 домов армян298. По статистическим данным Российской империи в 1863 г. в Каменце жило всего 63 армянина299. В том же году умирает последний армянский священник Каменца — Рафаэль Узунян, а полтора десятилетия спустя М. Доронович писал, что в Каменце очень мало семей считаются потомками армян. Он перечисляет эти семьи: Шатбеи, Яновичи, Баласановичи, Вартабеды, Набидовичи, Муратовичи, Стефановичи, Защинские, Федоровичи, Якубовичи, Кугутовские, Чайковские, Ягушевские, Лукасевичи, Шушковские и Костецкие. Однако он отмечает, что они были наполовину армянами, наполовину поляками. «Наступит, конечно, некогда время,— пишет в заключение М. До-

    _____________________________

    294 A. J. Rolle, Wartabied, str. 130.
    295 В. Д. Отамановский, Города Правобережной Украины под владычеством шляхетской Польши от середины XVII до конца XVIII века (докт. дис). т. I, Саратов, 1955, стр. 243.
    296 Е. К. [Садзагелов-Ивериели], Колонизация армян в Юго-Западной России, Каменец-Подольск, 1903, стр. 26—27.
    297 Там же.
    298 Бжишкян, стр. 135.
    299 Географическо-статистический словарь Российской империи, т. II, СПб., 1865, стр. 456.

    [стр. 99]

    ронович, — когда и эти, едва приметные в настоящее время признаки армянской народности изгладятся в Каменце совсем»300.

    Действительно, прошли годы, и отпрыски последних остатков армянских переселенцев полностью ассимилировались.

    Источник: Вартан Григорян, ИСТОРИЯ АРМЯНСКИХ КОЛОНИЙ УКРАИНЫ И ПОЛЬШИ (АРМЯНЕ В ПОДОЛИИ), armenianhouse.org

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ArmEmbassy.com.ua активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Армянские новости в Украине ArmEmbassy.com.ua" обязательна.

    САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

    22 июл, 23:27

    30 окт, 22:04

    25 сен, 21:14

    04 сен, 18:29

    01 сен, 18:33

    24 авг, 10:35

    Армянские новости в Украине
    Электронная почта проекта: info@armembassy.com.ua

    Официальный сайт Посольства Армении в Украине находится по другому адресу
    bigmir)net TOP 100

    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    © Армянские новости в Украине. Все права защищены.
    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на ArmEmbassy.com.ua обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.