Новые расценки строителей заставили киевлян отложить планы по облагораживанию своих жилищ до лучших времен
Ремонтный бум, который в последние годы переживала столица, постепенно спадает. Уже в нынешнем сезоне фирмы прогнозируют замедление темпов прироста клиентской базы на 10%. В немалой степени данная тенденция связана с удоанием их услуг — в этом году среднестатистический ремонт обойдется на 40% дое, чем в прошлом.
На интерьеры не осталось денег
По оценкам заместителя директора компании Proxima Андрея Перебийноса, динамика роста сегмента постепенно замедляется: если в 2004 г. она составила свыше 30%, то в прошлом — не превысила 20%. С ним согласен и соучредитель фирмы «Гранд эталон» Андрей Согулякин, по мнению которого, за год рынок ремонтных услуг прибавил в объемах не более 10%. Данная тенденция связана с замедлением темпов роста рынка недвижимости в целом и уменьшением количества сдающихся в эксплуатацию новых объектов. Крайне неудачным г-н Согулякин считает и начало нынешнего сезона, диссонанс в который внесла предвыборная кампания. «Элитные ремонты вообще зависли на неопределенное время, так как состоятельные заказчики были заняты другими проблемами», — говорит он.
Умерить ремонтные амбиции киевлян заставил и очередной виток цен. Осенью прошлого года большинство фирм повысило расценки на свои услуги на 15–20%. Представители компаний объясняют это, главным образом, удоанием рабочей силы. Как и ранее, многие компании привлекают региональных строителей. Хотя их поток в течение последнего года не уменьшился, работать за «прошлогодние» деньги они уже не хотят, ссылаясь на высокие арендные ставки на жилье в столице и общее удоание жизни. Кроме того, существенно подоали стройматериалы. К примеру, только в этом году кабельно-проводниковая продукция подскочила в цене на 30–40%. Скорее всего, такая же тенденция будет прослеживаться в сегменте энергоемких материалов, таких как цемент, утеплители и пр. В итоге среднестатистический ремонт в текущем году обойдется как минимум на 40% дое, чем в прошлом, тогда как доходы среднего класса, на который приходится основная масса заказов, практически не изменились. «Большинство клиентов очень чутко реагируют на тарифы. Ни репутация подрядчика, ни качество, ни сроки проведения работ в сознании потребителя пока не перевесили цену. Как следствие, на рынке по-прежнему выывает тот, кто демпингует», — полагает Андрей Перебийнос. То есть победа фирм, еще в прошлом году рапортовавших о том, что им наконец-то удалось «увести» киевлян со средним уровнем дохода у частников, может оказаться временной. Не исключено, что уже в этом сезоне часть потенциальных заказчиков, ознакомившись с новыми прайсами подрядчиков, предпочтут услуги частных бригад. «Фирмы же сосредоточат свои усилия на борьбе за элитных (площадь квартиры — от 150 кв. м, стоимость ремонта — от $320/кв. м) и корпоративных клиентов», — уверен г-н Перебийнос. Дизайнер компании ALS Елена Кузнецова считает такие опасения преждевременными: многие клиенты уже убедились, что не сэкономят, поручив работу частникам. Стартовые цены у них действительно на $50/кв. м дешевле, чем у фирм ($150/кв. м за комплексный ремонт без материалов), но в процессе работ расходы, как правило, растут, словно снежный ком. «Кроме того, клиенты все чаще поднимают вопрос о гарантиях, которых частники предоставить не могут», — добавила она.
Дизайнерам нашли применение
В сегменте дизайнерских услуг, стоимость которых также выросла с $10 до $15–17/кв. м и выше, наоборот, отмечается оживление. «Если ранее нам приходилось убеждать клиентов работать с дизайнерами, то сейчас их первый вопрос касается именно дизайн-проекта», — говорят в ремонтных компаниях. По оценкам экспертов, сегодня практически ни один элитный ремонт не обходится без дизайнера. И дело не только в моде. Киевляне готовы платить мастеру еще и за возможность переложить на его плечи хлопоты, связанные с координированием действий рабочих, а также экономию времени (как правило, наличие дизайн-проекта позволяет уйти от многочисленных переделок в процессе ремонта). По словам Елены Кузнецовой, сейчас наиболее востребованными являются легкие современные интерьеры, тогда как, например, хай-тек у нас так и не прижился. В последнее время многие опять обратили внимание на классику. «Люди, которые достигли определенного уровня в жизни, хотят подчеркнуть свой статус богатством материалов и украшений. Понимание того, что и простота может смотреться дорого, к заказчикам пока не пришло», — отмечает она.
Правда, сами ремонтники утверждают, что киевляне со средним уровнем дохода готовы платить за творчество лишь в 20% случаев, привлекая по возможности наиболее дешевых мастеров (практикующих студентов профильных вузов, дизайнеров-самоучек). Однако Елена Кузнецова не согласна с ними, отмечая рост спроса на дизайнерские услуги даже со стороны сравнительно небогатых клиентов. «Часто они заказывают проект, даже если для них это слишком дорого. Особенно это касается владельцев квартир в новостройках: люди понимают, что не в состоянии оформить пространство площадью около 100 кв. м», — поясняет она. А вот корпоративные заказчики по-прежнему подходят к дизайнерским предложениям максимально взвешенно. Как правило, они готовы платить лишь за оформление «стратегических» зон офиса — кабинета руководителя, рецепшн и комнаты переговоров.
Мастера не могут остановиться
Несмотря на негативные тенденции рынка ремонтных услуг, эксперты отмечают увеличение количества специализированных фирм, общее число которых в Киеве уже превышает сотню. Не менее динамично растет и армия частных бригад. «Нередко специалист, отработавший сезон в компании, на следующий год сколачивает собственную бригаду и уходит в «свободное плавание», — сообщает Андрей Согулякин. В немалой степени активности предпринимателей способствует невысокий порог вхождения в бизнес. Некоторые фирмы вообще начинают работать на авансы от первых клиентов — за эти деньги приобретаются инструменты. «Продавцы материалов, как и транспортники, зачастую готовы работать с отсрочкой платежа», — рассказывает г-н Согулякин. По его мнению, потенциальных инвесторов привлекают перспективы рынка — хотя сейчас он замедлил динамику роста, учитывая качество киевского жилищного фонда, у ремонтников будет работа как минимум в течение десяти ближайших лет.
Не снизилась пока и рентабельность бизнеса. Ряд компаний, объясняющих повышение расценок тяжелыми временами, на самом деле переоценили масштабы трудностей, позаботившись не только о зарплатах рабочих, но и о собственных карманах. По оценкам экспертов, ремонтники по-прежнему могут рассчитывать на прибыльность от 30 до 50%.
Схожие причины способствовали и увеличению количества практикующих дизайнеров. По мнению Елены Кузнецовой, сейчас этой профессией увлекаются не меньше, чем несколько лет назад специальностями юриста и бухгалтера, что тут же сказалось на предложении. Однако, несмотря на рост спроса, для большинства новичков специалисты прогнозируют тяжелые времена, отмечая, что предложение уже сейчас опережает спрос. «На стабильный поток заказов могут рассчитывать только именитые архитекторы или те, кто работает в связке со строителями. Остальные вынуждены перебиваться разовыми проектами», — уверены в компании «Гранд эталон».
Инф. Деловая столица