В нынешнем году эксперты отмечают настоящий бум продаж паркетной доски, спрос на которую вырос в столице в два-три раза. Эта тенденция больно ударила по производителям штучного паркета, которые констатируют снижение объемов продаж на 30%. Для разрешения ситуации последние вынуждены переориентироваться на экспорт своей продукции, параллельно осваивая смежное производство паркетной доски.
Столичные покупатели обратили пристальное внимание на паркетную доску. Большинство ритейлоров заявляют, что продажи этого напольного покрытия, представленного на киевском рынке немецкими HARO, Waldkrone, Witex, шведской Tarkett, венгерской Grabo, австрийской Vito и финской Upofloor и др., выросли за несколько месяцев в два-три раза. Руководитель отдела маркетинга и рекламы Ассоциации производителей паркета Украины (сеть салонов под ТМ «Паркетный мир», «Гипермаркет паркета») Анна Юзик говорит о более скромных ежегодных темпах роста в 30–40%. «На мой взгляд, одной из причин популярности такого пола является удобство и быстрота укладки, не требующей к тому же последующей шлифовки и лакировки. При бесклеевой укладке в случае повреждения можно быстро заменить нужную доску. А многообразие дизайна и различные способы обработки поверхности материала делают его внешний вид презентабельным», — рассказала она. Представитель супермаркета «Олди» Вячеслав Бондаренко добавил, что на изменение предпочтений киевлян повлиял и рост их благосостояния. «Покупатели уже готовы выкладывать солидные средства за дорогие и эксклюзивные напольные покрытия. Подобная ситуация, к примеру, сейчас наблюдается с ламинатом: этим материалом заинтересовались потребители, ранее укладывавшие линолеум или ковролин», — говорит он. Директор супермаркета «Новая Линия» Игорь Долбачев отметил, что не последнюю роль в увеличении объемов продаж паркетной доски сыграло и акционное снижение цены на некоторые позиции более чем в два раза — до 97,9 грн. за кв. м. Анна Юзик объяснила, что речь идет о снижении цены на определенный период на одну-две позиции из всего ассортимента, тогда как остальные продаются с наценкой, компенсирующей эти потери. «К примеру, «Эпиценр» в начале весны продавал трехслойную венгерскую доску Grabo Jive за 96 грн. за кв. м, а «Олди» сейчас реализует шведскую Tarkett по 97,97 грн. за квадрат», — сообщила она.
Радость продавцов не разделяют лишь отечественные производители штучного паркета, рыночную долю которых начали отбирать импортеры доски. Только за последние полгода объемы их продаж упали на 30%. «Если еще полтора года назад спрос на нашу продукцию превышал предложение, то сейчас наблюдается противоположная ситуация: объемы продаж паркета сравнялись с темпами продаж паркетной доски», — констатирует генеральный директор промышленной группы «Рубежанский паркет» (один из крупнейших в стране производителей паркета) Игорь Щапин. По оценке Вячеслава Бондаренко, с начала нынешнего года паркетчики потеряли до 50% занимаемого ими рынка. «Помимо роста популярности доски, одной из причин сложившейся ситуации стало увеличение на 15–20% цены на штучный паркет, вызванное очередным подоанием сырья», — говорят в супермаркетах.
В итоге некоторые мелкие производители паркета уже остались не у дел, тогда как крупные компании активно развивают внешние рынки. «Если еще полтора года назад мы отправляли на экспорт не более 15% от объемов производства, то в нынешнем году этот показатель превысил 50%», — утверждает г-н Щапин. По словам брэнд-менеджера компании «Инекс-Укрпаркет» Павла Масленкина, в нынешнем году предприятие нарастило объемы экспорта на 15–20%. «Речь идет о дорогих видах — художественном и дворцовом паркете. Часть наших производственных мощностей ориентированы на выпуск элитной продукции ($700–800 за кв. м.), тогда как спрос со стороны местных покупателей не позволяет загрузить их на полную мощность», — отметил он. Однако наиболее логичным выходом в этой ситуации, по мнению экспертов, является освоение паркетчиками смежного производства доски. О подобных планах недавно заявило руководство «Рубежанского паркета», которое уже рассматривает предложения нескольких инвесторов. «Цена необходимого для этого оборудования составляет EUR5,5 млн. Но, учитывая необходимость возведения новых цехов и приобретения материалов, стоимость реализации проекта может возрасти до EUR11 млн», — пояснил г-н Щапин.
Инф. Деловая столица