Из-за строительства Питерской кольцевой дороги, на возведение которой россияне выкупили львиную долю добываемого в Украине щебня, на внутреннем рынке неожиданно образовался дефицит данного материала. Это привело к почти двукратному повышению цен и снижению объемов производства бетона в столице. Хотя осенью ситуация должна стабилизироваться, киевские бетонщики начали подумывать о покупке собственных карьеров.
По данным экспертов, емкость столичного рынка товарного бетона увеличилась в прошлом году на 10%, достигнув в денежном выражении порядка $65 млн. Но, несмотря на дальнейший рост его потребления, производители опасаются, что по итогам нынешнего года не смогут выйти даже на прежние показатели. Причиной их пессимизма стала неожиданно возникшая в разгар строительного сезона проблема нехватки щебня. По словам генерального директора компании «Основа-Солсиф» Юрия Карпенко, на сегодняшний день в Украине насчитывается около десяти «живых» карьеров, занимающихся его добычей, а киевские предприятия завозят сырье из Житомирской области. «С большинством из этих карьеров россияне подписали контракты на поставку щебня вплоть до октября 2006 г. Данный материал необходим им в больших количествах для строительства Питерской кольцевой дороги и для нужд Москвы и области. Никто даже не мог предположить, что это приведет к жесткому дефициту сырья внутри страны», — рассказала директор по продажам компании «Форум-ДС» Татьяна Яцкова. Руководитель одного из предприятий, пожелавший остаться неизвестным, добавил, что обычно бетонщики создают запас щебня, достаточный для работы на протяжении 4–6 рабочих дней. «Сейчас же у нас на складе щебня практически не осталось. А это работа «с колес». Это «пожарная» ситуация», — пояснил он.
Чтобы разрешить ситуацию, столичные бетонщики начали расширять географию поставок. Но, по словам г-жи Яцковой, даже заку необходимое количество сырья, предприятия столкнулись с еще одной проблемой — дефицитом железнодоных вагонов. «Дело в том, что щебень транспортировался в Россию в украинских вагонах. Правда, сейчас ситуация стала разрешаться, поскольку северные соседи начали возвращать подвижной состав в Украину, завозя лес», — говорят на заводах. Впрочем, менеджер компании «Кривбасс бетон» (входит в состав немецкой Heidelberg-Cement Group) Александр Мельник утверждает, что нехватка вагонов ощущается до сих пор. «Дабы не остаться без сырья, некоторые предприятия вынуждены возить щебень автомобильным транспортом, хотя это намного дое», — отметил он.
Сложившаяся ситуация привела к росту цен и падению объемов производства бетона. Как сказал Юрий Карпенко, в нынешнем году закупочная стоимость щебня увеличилась практически в два раза — с 41 до 68 грн. за т. А розничная — с 70 до 125 грн. за т. Александр Мельник сообщил, что только на протяжении мая этот материал подоал на 5%. Производители бетона в свою очередь были вынуждены поднять стоимость продукции на 10%. «Учитывая жесткую концию на рынке и то, что эта ситуация временная, мы не можем существенно повысить стоимость», — подчеркнула г-жа Яцкова. Комментатор, пожелавший остаться неназванным, добавил, что даже при высоких ценах его предприятие не может закупить необходимое количество этого сырья, чтобы полностью удовлетворить потребности потребителей. «Несмотря на высокий спрос на бетон, наш завод сейчас загружен только на 60%», — пожаловался он. Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению экспертов, является приобретение бетонщиками собственных карьеров. Примером тому может стать «Форум-ДС», который уже получил лицензию на разработку Шамраевского карьера в Киевской области.
ЗАО «Датагруп» договорилось с компанией Hughes Network Systems и корпорацией «Инком» о внедрении единой информационной системы (ЕИС).
По словам генерального директора ЗАО Александра Данченко, запуск системы, на внедрение которой будет потрачено порядка $6 млн, оптимизирует управление телекоммуникационными сетями компании, проектную деятельность, взаимоотношения с клиентами и позволит запустить новые сервисы для абонентов. «Датагруп» создана в результате объединения мощностей нескольких компаний — «Датасат», «Датаком», «Крокус-телеком», «Кол», «НТК», «Ремекс-телеком» и группы компаний TeleportSV. Оборот ЗАО в 2005 г. составил $30 млн.
Столичная компания «Ритейл Груп», владеющая торговой сетью «Велика Кишеня», инвестирует $100 млн в запуск новых магазинов.
По словам председателя наблюдательного совета ОАО «Ритейл Груп», управляющего торговой сетью Романа Лунина, а течение ближайших двух лет планируется запустить 35 новых магазинов, большая часть из которых будет открыта в областных центрах и крупных городах регионов, таких как Ялта. Необходимые средства компания уже получила в кредит от Международной финансовой корпорации. На сегодняшний день сеть насчитывает 27 супер- и гипермаркетов, из которых на Киев и область приходится 17. В 2005 г. торговый оборот компании достиг 1,4 млрд грн. На март 2006 г. капитализация компании составила $387,5 млн.
Руководство столичного производителя сухих строительных смесей ООО «Хенкель Баутехник (Украина)» намерено модернизацировать завод в Вышгороде (Киевская обл.).
По словам руководителя отдела маркетинга ООО Ольги Ступиной, на территории предприятия, где сейчас работает цех по выпуску сухих строительных смесей мощностью 120 тыс. т в год, уже запланировано строительство еще одного цеха, который будет специализироваться на изготовлении жидких штукатурок и красок. В его запуск планируется инвестировать порядка EUR900 тыс. Мощности установленного в нем оборудования немецкого производства составят 30 тыс. т в год, а ввод нового цеха в эксплуатацию запланирован на сентябрь этого года.
Инф. Деловая столица