Скандал вокруг собора Василия Блаженного, возможно, лишь дым, поднимающийся от огня сражений за недвижимость в российской столице
В конце прошлой недели в Москве случился малозначительный скандал после того, как популярная газета "Известия" опубликовала статью с утверждениями, что планируемое строительство пятизвездочного гостиничного комплекса на Красной площади приведет к серьезному повреждению конструкций собора Василия Блаженного.
На первый взгляд это казалось классическим примером капиталистической жадности, топчущей культуру и историю: шикарный высококлассный отель с аукционным домом и подземной парковкой, обслуживающий ый тонкий слой российских сверхбогачей, угающий самому символу России, находящемуся в нескольких сотнях метров.
Но реальна ли эта история? В путинской России, где большинство крупных СМИ давно превратили практически в орудие пиара, обслуживающее либо Кремль, либо тот или иной финансовый клан (тенденция, начавшаяся при Ельцине), реальный вопрос, который ставит эта статья, – почему эта история оказалась предметом рассмотрения данной статьи? И почему ее опубликовали сейчас?
В конце концов, идею строительства комплекса на этом самом месте впервые озвучил в 2000 году Владимир Кожин, тогда только что назначенный главой Управления делами президента РФ. А окончательные планы строительства комплекса были обнародованы в мае нынешнего года. Так что статья не слишком оперативна.
Кроме того, разжигание скандала вокруг Управделами президента – это безрассудная дерзость, граничащая с грубым фарсом, как эпизод "Джакаса", снятый в Садре. Причина в том, что Управделами президента, по существу, является портфелем активов президента Путина и главным источником его власти.
Управление было создано Борисом Ельциным в 1993 году, издавшим указ о взятии под контроль всего имущества КПСС, а заодно и лучших кусков московской недвижимости. Активы этого ведомства оценивают примерно в 500 млрд долларов, хотя никто ничего не знает наверняка.
Среди его активов – лучшие московские жилища высших российских чиновников, политиков и закулисных политических воротил, которые, как повелось при Ельцине, можно давать и отбирать в зависимости от лояльности получателя Кремлю.
Неудивительно, что Управделами было в центре крупнейшего в России коррупционного скандала. В 1999 году прокуратура Швейцарии предъявила тогдашнему начальнику Управления Павлу Бородину обвинение в получении миллионных взяток от швейцарского бизнесмена. По мере расширения скандал затронул семью Ельцина, ведущих политиков и олигархов, МВФ и Bank of New York. Бородин какое-то время посидел в тюрьме в США и Швейцарии, но впоследствии был освобожден и вернулся в Россию, где Путин назначил его главой иллюзорного Союза России и Белоруссии.
За что такая благосклонность? За то, что именно Павел Бородин впервые ввел Путина в Кремль в 1996 году, назначив его своим заместителем в Управделами. То, что делал Путин, произвело такое впечатление на Ельцина, что тот возвел Путина в президенты на особом условии: ни Ельцин, ни его ближайшее окружение не подвергнутся преследованиям и не лишатся своих богатств. Ничего подобного и не случилось.
Когда Путин в 2000 году стал исполняющим обязанности президента, он назначил коллегу по ФСБ из своего родного Петербурга, Владимира Кожина, главой Управления делами президента, который, по сути, сор из избы не выносил. Именно Кожин сделал проект на Красной площади одним из главных приоритетов, отчасти потому, что он должен стать местом нового российского аукционного дома по продаже драгоценных камней. Главным инвестором проекта стоимостью 170 млн долларов является компания, принадлежащая "Межпромбанку", владелец которого Сер Пугачев известен как "силовой банкир", то есть банкир из числа бывших агентов ФСБ, доминирующих сегодня во властной элите.
Иными словами, эта статья и этот актив связаны с большими деньгами в узком кремлевском кругу. Поставьте это в широкий контекст стремящегося ввысь рынка московской недвижимости, где цены на имущество приближаются к лондонскому уровню, и отвратительные ставки станут более чем очевидны.
Действительно, цена российских активов продолжает расти на фоне всемирного товарного бума, и темпы алчности нарастают параллельно, как будто чем богаче становится российская элита, тем она корыстолюбивее. На многие лучшие активы давно уже были заявлены права; сегодня для амбициозных и алчных путем к увеличению богатств является использование своего положения во власти, чтобы вцепиться в чьи-то привлекательные активы или завладеть ими другим способом.
Чтобы понять общую картину, я постоянно вспоминаю удивительно откровенное высказывание мэра Москвы Юрия Лужкова, сделанное по телевидению несколько лет назад, когда он проал клану Путина сражение за контроль над страной. По существу, он сказал, что на протяжении истории проблемой России было то, как она использует свое богатство. Если провести аналогию с пирогом, отметил Лужков, власти предержащие никогда не приумножали богатство – скорее, как только новый клан захватывал контроль над пирогом, он начинал его делить между собой в течение всего времени пребывания у власти. Потом приходила новая группировка, забирала пирог и вновь начинала его делить.
Поэтому, сказал он, то, что происходит в первые годы президентства Путина – когда прежних олигархов и кланы отстраняли от привлекательных компаний, а им на смену приходили новые владельцы и структуры, – это не попытка сделать пирог больше, а просто передел имеющегося.
В последние месяцы несколько скандалов с недвижимостью, направленных на дискредитацию Лужкова, широко освещались подконтрольным Кремлю телевидением. Поскольку свободной земли почти не осталось, администрация Лужкова принялась за насильственное выселение жильцов недорогих старых зданий, присваивая землю, а затем отдавая ее дружественным строительным компаниям под новые дорогие высотки. Она также использует невнятные законы, чтобы забраковать вполне хорошие здания и отнять земельные участки.
В ходе самого освещаемого в СМИ скандала малообеспеченные москвичи, до сих пор живущие в окраинном районе столицы в собственных старых деревянных домах, устроили шумные акции протеста против городских планов сноса их жилья. Государственное телевидение использовало рычаги сочувствия, чтобы превратить борьбу осажденных жителей в битву добра со злом, показывая милиционеров в касках, выволакивающих людей из их домов, параллельно показывая Лужкова в Монголии, где он подписывал соглашения на крупные строительные проекты от имени дружественных строительных компаний.
С тех пор как Путин привел в Кремль когорту своих коллег из ФСБ Петербурга, она борются с когда-то могущественным мм за больший кусок московских активов. Одним из примеров является гостиница "Москва", тоже расположенная близ Красной площади и принадлежащая городскому правительству. Гостиница была классическим отелем с богатой историей, но в 1990-е годы пришла в ветхость.
Вместо того чтобы восстановить ее, Лужков решил снести исторически важное здание и перестроить его с нуля, превратив в еще один дорогой пятизвездочный комплекс. Но как только ее снесли, началась его битва с Кремлем из-за актива, и в какой-то момент он прекратил строительство и прозил превратить очень привлекательный земельный участок в парк, чтобы проали все. Какое-то соглашение было достигнуто, и строительство возобновилось. В случае с домом номер 5 на Красной площади его владелец, российское министерство обороны (которое возглавляет еще один бывший агент КГБ и доверенный друг Путина Сер Иванов) в прошлом году продало его Кремлю за жалкие 60 млн долларов.
В прошлом году "Известия", опубликовавшие статью об угрозе собору Василию Блаженному, купил принадлежащий государству "Газпром" после неприятностей, возникших у газеты с Кремлем из-за освещения теракта в Беслане. Новым владельцем газеты, по существу, является государство, и ее купили, чтобы ее приручить.
И когда эта газета публикует статью, которая ставит любимый кремлевский проект под сомнение, не надо думать, что российские журналисты, ищущие грязь, много месяцев раскапывали эту историю, чтобы послужить общественному благу, и им наплевать на последствия. Скорее это похоже на то, что некто влиятельный не получил причитающийся ему по справедливости кусок в сделке и поднимает шум. Возможно, так расплачиваются с Лужковым. А может быть, это внутрикремлевская борьба кланов, которая тоже становится заметнее. Или же это редкостный пример именно того, что есть на самом деле: жадность потеряла разум, честное осведомленное лицо пытается предупредить страну, а издание выполняет свою задачу, борясь за правое дело. И плевать на последствия.
Марк Эймс – основатель и редактор сатирической и политической газеты The eXile, выходящей в Москве,
Inopressa